Автомобильный портал: seportal.ru

Зачем пользоваться раскоксовкой двигателя и как правильно это делать

46

Скопление продуктов деструкции масла и несгоревших остатков топлива может привести к образованию нагара на поршневых кольцах, повышенному износу цилиндропоршневой группы, увеличению расхода масла и ряду других проблем. Мы расскажем, когда и как проводится коксование двигателя, а также ответим на вопрос, действительно ли эта процедура необходима.

Коксование двигателя

Коксование двигателя — это глубокая очистка деталей двигателя, в ходе которой удаляются нагар, шлам и другие загрязнения, образующиеся на внутренних поверхностях агрегата с течением времени. Большинство современных двигателей внутреннего сгорания длительное время работают в режиме максимальной нагрузки и низких оборотов. В таких условиях возрастает опасность детонации топливно-воздушной смеси и ее неполного сгорания.

Остатки топлива, коксовые отложения и подвижность поршневых колец

Тепло, возникающее при сгорании моторного масла, и несгоревшее топливо могут накапливаться и образовывать коксовые отложения на поршнях, кольцах и клапанах двигателя, препятствуя его нормальному функционированию. При чрезмерном накоплении нагара нарушается подвижность поршневых колец, что приводит к снижению компрессии. Кольца перестанут плотно прилегать к стенкам цилиндров и не смогут выполнять возложенные на них функции.

Коксование двигателя

Неуверенный запуск двигателя, его троение, перебои в работе, сгорание топлива и ускоренный износ — вот лишь некоторые последствия этого процесса. Коксование двигателя позволяет ограничить эти неблагоприятные последствия и фактически вымыть вредные накопления из внутренних частей двигателя. Коксование двигателя можно проводить как самостоятельно, так и в специализированных пунктах. В этом могут помочь специальные химические реагенты (и не только они) — растворители и очень активные растворители. Многие из них позволяют выполнить задачу, не разбирая двигатель, и, кроме всего прочего, используются для профилактики.

Когда следует удалять?

Подвижность поршневых колец, чистота камер сгорания и герметичность клапанов — три важнейших элемента для правильной работы двигателя. Когда двигатель новый, эти параметры обычно находятся в хорошем состоянии. Но по мере накопления нагара в цилиндрах мощность двигателя значительно снижается.

Поршневые кольца: Агент компрессии и удаления масла

Поршневые кольца, отвечающие за компрессию и удаление остатков масла со стенок цилиндра вследствие коксования, могут застревать в канавках и терять свою подвижность. Это затрудняет передачу тепла от колец к стенкам блока цилиндров, что приводит к повышению температуры поршневых колец. Лишившись подвижности колец для отвода масла от стенок, оно начнет активно сгорать, вызывая дальнейшее закоксовывание двигателя и детонацию в камерах сгорания.

Опасность углеродистых отложений

Сильное загрязнение двигателя нагаром может привести к его капитальному ремонту или даже полной замене. Это справедливо как для бензиновых, так и для дизельных двигателей.

Симптомы загрязнения

Признаками загрязнения являются следующие:

  • Поршни, поднимающие стенки цилиндров
  • Слишком неплотно закрытые клапаны
  • Загрязненные впускные и выпускные каналы
  • Неисправность кислородных датчиков и каталитических нейтрализаторов
  • Двигатель работает в ускоренном режиме

Профилактика и очистка

Во избежание сильного загрязнения необходимо проводить профилактические мероприятия и своевременно очищать двигатель от нагара.

Очистка двигателя каждые 30–50 тыс. км

По наблюдениям экспертов, у большинства современных двигателей нагар начинает образовываться после 100–150 тыс. км пробега. Даже если двигатель не подает признаков износа, целесообразно регулярно очищать его от нагара, не дожидаясь, пока на одометре появится большая цифра. Это позволит безопасно удалить нагар, чтобы не дошло до того, что его придется снимать механическим способом. Большинство людей задумываются об очистке нагара только тогда, когда двигатель уже начал давать сбои.

Причины раскоксовки двигателя

Повышенный расход масла, сизый дым из выхлопной трубы, большое количество черного нагара, снижение мощности двигателя, вялая реакция на нажатие педали газа, ненадежный запуск, повышенный расход топлива — все это причины для раскоксовки двигателя. Это необходимо как для профилактики, чтобы уменьшить количество кокса в камерах сгорания и увеличить срок службы двигателя, так и в тех случаях, когда очевидно, что именно кокс является причиной неправильной работы двигателя и выделения большого количества масляных паров.

Анализ необходимости проведения декоксования

Для того чтобы определить целесообразность проведения декоксования, необходимо провести тщательную диагностику, включающую:

  • Видеоэндоскопию цилиндров и, при необходимости, турбины — для определения степени износа цилиндро-поршневой группы.
  • Компрессионный замер — для определения состояния колец.
  • Осмотр системы вентиляции картера — для выявления отложений и масла в системе.
  • Осмотр элементов масляной системы — для определения наличия отложений.

Раскоксовка двигателя: Методы и процедура

Раскоксовка двигателя не требует его разборки. Существуют различные методы, как традиционные, так и современные. Необходимыми инструментами являются химическая промывка, домкрат, свечной ключ и немного времени. Для завершения процесса химический состав должен вступить в контакт с углеродистыми отложениями на деталях.

Альтернативный способ промывки баллонов

Традиционным, но малоэффективным способом промывки цилиндров автомобиля является использование смеси керосина и бензина. Для этого двигатель сначала прогревается, затем выкручиваются свечи зажигания и в каждый цилиндр заливается небольшое количество этих двух видов топлива. Для создания эффекта «парной» свечи вкручиваются обратно. Если поддомкратить одно из ведущих колес и периодически поворачивать коленчатый вал, то смесь легко достигнет поршневых колец. На автомобиле с механической коробкой передач это можно сделать, включив четвертую, пятую или шестую передачу и вращая двигатель, держа руки на руле. При прокручивании обязательно выкрутите свечи зажигания. Дав смеси немного постоять в цилиндрах, запустите двигатель стартером: скопившийся нагар и остатки смеси сгорят и выйдут через выхлопную трубу.

Чистящие средства на основе растворителей

Камеры сгорания необходимо промывать растворителем — комбинацией ароматических углеводородов, содержащей небольшое количество нафтенов, парафинов и ненасыщенных циклических углеводородов. Этот продукт используется для растворения масел, битума, каучуков и других химических соединений. Большинство коммерческих средств для очистки автомобилей создано на основе растворителей.

Коксование на основе растворителя

Коксование на основе растворителя — эффективный способ избавления от нагара в камерах сгорания. Для этого достаточно промыть двигатель в соответствии с инструкцией. Причем растворители из хозяйственных магазинов практически не уступают профессиональным промывкам, а стоят гораздо дешевле!

Димексид

Довольно редким, но опасным способом коксования является использование Димексида. Этот противовоспалительный и обезболивающий препарат, легко доступный в аптеках, способен чудесным образом удалить любые отложения в деталях двигателя, в том числе и самые твердые и неподатливые нагары.

Недостатки димексида

Димексид имеет существенный недостаток. Он не только растворяет углеродистые отложения, но и разъедает краску и некоторые пластмассы. Это может привести к сдиранию краски с внутренней части поддона картера и закупорке сетчатого фильтра масляного насоса и масляных каналов. Поэтому его применяют только при полной разборке двигателя.

Очистка двигателя через масляную систему

Вместо того чтобы заливать активную химию в цилиндры, можно очистить двигатель путем введения активной химии в моторное масло. Затем оно циркулирует по всей масляной системе, очищая все поверхности, с которыми соприкасается, например масляные каналы, маслосъемные и неполные компрессионные кольца, дренаж поршня. Этот метод очистки особенно полезен для оппозитных и других двигателей с ограниченным доступом к цилиндрам, а также для двигателей с большим количеством отложений в масляной системе.

Система впуска

Система впуска — это способ очистки компонентов внутри двигателя. Она работает за счет введения активной химии в топливо или непосредственно во впускной тракт. Это позволяет избавиться от нагара на днищах поршней, компрессионных кольцах, клапанах и верхней части камер сгорания. К сожалению, маслосъемные кольца таким образом очистить нельзя, поскольку они не закоксовываются.

В последнее время все большую популярность приобретает водородная очистка, при которой в двигатель впрыскивается водород и кислород для расщепления углерода и перевода его в газообразное состояние. К сожалению, этот метод не эффективен для удаления нагара с маслосъемных колец. Основное его применение — поддержание нормальной компрессии и чистоты форсунок.

Стоимость раскоксовки двигателя

Цена раскоксовки двигателя в значительной степени зависит от методики и используемого препарата. Если вы решите провести раскоксовку самостоятельно, то стоимость составит от 1 до 7 тыс. руб. Если же обратиться в профессиональный магазин, то можно рассчитывать на 3–4 тыс. руб. Следует иметь в виду, что стоимость может варьироваться.

Прежде чем приступить к техническому обслуживанию, крайне важно провести процедуру коксования: заменить моторное масло, масляный фильтр и, по возможности, свечи зажигания. Несоблюдение этого требования может привести к попаданию активных компонентов и растворенного углерода в масляную систему, а затем и к повреждению деталей двигателя. В действительности последствия коксования гораздо значительнее, чем может показаться на первый взгляд.

Полезно ли коксование двигателя?

В ряде случаев умелое и своевременное коксование двигателя может вернуть ему былую мощность и увеличить срок службы. С другой стороны, как правило, это не приводит к положительным результатам. Эффективность зависит от множества факторов: от метода очистки и используемого средства до конкретной ситуации, конструкции устройства и степени его износа. Как правило, можно повысить компрессию, но не устранить масляную горелку: для этого недостаточно очистить маслосъемные кольца и дренажные отверстия в поршнях.

Риски коксования

Использование димексида для коксования может привести к необратимым повреждениям двигателя. Некоторые соединения могут разъедать покрытие поршня, масло и уплотнения. Поэтому перед очисткой необходимо ознакомиться с инструкцией. Можно рискнуть и отклониться от них, но для этого необходимы опыт и знания. Отслоившийся кокс может испортить зеркало цилиндра или застрять под клапаном. Специалисты не советуют использовать чудодейственные методы для раскоксовки двигателя. Эффективнее привезти его на полное сервисное обслуживание — это будет более эффективно и обеспечит положительный результат.

Комментарии закрыты.