Автомобильный портал: seportal.ru

Топливный фильтр как устроен и как работает, когда менять

11

Топливо, которое мы покупаем у насоса, редко бывает абсолютно чистым. Даже если оно самого высокого качества, оно все равно проходит через насосы, клапаны, трубки и другие компоненты в процессе очистки. Это может привести к загрязнению топлива частицами резины, металла и ржавчины.

Топливный фильтр предназначен для устранения этих загрязнений. Он задерживает частицы в фильтре и не дает им попасть в двигатель. Это защищает двигатель от повреждений и обеспечивает его оптимальную работу.

Важно регулярно проверять топливный фильтр и при необходимости заменять его. Со временем фильтр засоряется и требует замены. Это поможет поддерживать двигатель в отличном состоянии.

Какие топливные фильтры устанавливаются в автомобиль?

В автомобиль устанавливаются два топливных фильтра. Если топливо приобретается у подозрительного источника, то дело обстоит еще хуже: оно может храниться в не очень гигиеничных емкостях — канистрах, ведрах, бочках и т. д. Чтобы предотвратить попадание нежелательных веществ в топливную систему, автомобиль оснащается топливными фильтрами.

Фильтр грубой очистки

Фильтр грубой очистки, обычно с мелкой сеткой, защищает топливный насос от более крупных частиц.

Фильтр тонкой очистки

Фильтр тонкой очистки защищает более хрупкое топливное оборудование, такое как:

  • Топливный насос, который регулярно подает топливо из топливного бака к топливным форсункам с постоянным давлением.
  • Топливные форсунки, распыляющие топливо в камеру сгорания.

Фильтр справляется с частицами, слишком мелкими, чтобы увидеть их глазом, а также с продуктами износа топливного насоса, поступающими из бензобака.

Топливный фильтр

Это устройство предназначено для тонкой очистки топлива. Фильтрующий элемент размещен внутри алюминиевого корпуса, а стрелка на корпусе указывает направление потока топлива. Этот компонент характерен для инжекторных двигателей.

Можно ли ездить без топливного фильтра?

Топливные фильтры как грубой, так и тонкой очистки можно встретить даже в самых простых автомобилях с карбюраторным двигателем. Единственные два примера, когда фильтр может отсутствовать, это:

Установка и крепление сетки топливного насоса

Сетка топливного насоса может быть установлена неправильно или вообще не установлена, что, к сожалению, является распространенной ошибкой среди автомехаников. При ремонте или устранении неисправностей в топливной системе можно направить поток топлива вправо, минуя фильтр. Примером может служить чистка топливных форсунок, когда на крюк капота цепляется специальный нагнетатель, который связан непосредственно с топливной рампой. Затем топливный насос отключается, и в нагнетатель подается специальная жидкость для очистки топливной системы. С ее помощью двигатель получает питание. Механику необходимо соблюдать особую осторожность при работе с топливной аппаратурой — чистота является обязательным условием.

Машина работает без фильтра

Без фильтра машина может находиться только в ремонте или если на рабочем месте не поддерживается чистота. Фильтр грубой очистки предотвратит поломку, а фильтр тонкой очистки справится с более крупными загрязнениями, но быстро засорится. Топливный насос, скорее всего, сломается, если со дна бака попадет крупная песчинка. Если частицы не слишком велики, насос не остановится, но будет работать интенсивно и перемалывать все, что находится на дне топливного бака, например песок, грязь и ржавчину.

Топливные фильтры — это важно

Без качественного фильтра перспективы мрачные: дорогостоящие компоненты топливной системы — насосы и форсунки — окажутся под угрозой. Внутри насоса высокого давления взаимодействуют поршень и гильза. Если в них попадет крупная частица, насос получит серьезные повреждения, и его эффективность снизится. На конце сопла расположен распылитель с отверстиями. Чем мельче отверстия и чем больше давление топлива, тем эффективнее распыляется и смешивается с воздухом топливо, что приводит к повышению мощности и экономичности двигателя. В качестве примера можно привести распылители дизельного двигателя КАМАЗ, имеющие четыре отверстия диаметром 0,2–0,3 мм. Одна песчинка может легко забить одно или несколько таких отверстий, что приведет к неправильной работе двигателя и увеличению расхода топлива.

Настройка топливного фильтра

Картридж топливного фильтра без корпуса обычно представляет собой бумажную гармошку, сложенную в цилиндр. Существуют различные конструкции, некоторые из которых имеют уплотнительные кольца в верхней части и небольшую рамку в нижней части для сбора воды. В других случаях картридж может иметь трубки или каналы, позволяющие удалять воду из корпуса без необходимости разбирать весь фильтр.

Корпус как часть топливной системы

В топливной системе имеется специальная полость со съемной крышкой, которая является домиком для этого фильтра. На крышке или корпусе корпуса может быть предусмотрен штуцер для слива воды. Важно тщательно продумать упаковку фильтра. Кроме картонной коробки, он должен быть помещен в герметичный пакет или пленку, способную защитить его от влаги.

Это бескорпусный топливный фильтр тонкой очистки от автомобиля Volkswagen Tiguan с дизельным двигателем, который имеет дополнительную трубку для отвода воды, скапливающейся на дне корпуса. Изображение взято с Shutterstock автором Henadzi Kilent.

Фильтры корпуса

Корпусные фильтры обычно размещаются на основании и, как правило, изготавливаются из алюминия — наиболее стойкого к коррозии материала. Он также может быть пластиковым. Внутри корпуса находится все та же цилиндрическая фильтровальная бумага в виде гармошки. У карбюраторов давление топлива низкое, поэтому корпус небольшой и выполнен из тонкого прозрачного пластика. За его состоянием легко наблюдать — загрязнения хорошо видны на картридже. Если загрязнение слишком велико, фильтр требует замены.

Инжекторы и дизели

Для работы инжекторов требуется более высокое давление при тех же стандартах очистки топлива. Корпус обычно изготавливается из алюминия и может указывать рабочее давление. Если это так, значит, внутри находится редукционный клапан. Инжекторы имеют три штуцера: впускной, выпускной и «обратку» для возврата излишков топлива в бак.

Дизельные двигатели часто имеют вертикальную конструкцию, выполненную либо из алюминия, либо из толстостенного пластика. Они имеют четыре штуцера: входной, выходной, возврат из топливной рампы и возврат в бак. В конструкции также может быть предусмотрен штуцер для слива воды или датчик воды в топливном фильтре.

Возможная перегруппировка

Иногда фильтр поставляется без датчика или насадки. В этом случае необходимо использовать датчик от предыдущего фильтра. На корпусе бензинового фильтра нанесено рабочее давление, на которое он настроен. Топливный насос отвечает за нагнетание топлива под высоким давлением, что позволяет поддерживать его в рабочем состоянии. Редукционный клапан помогает регулировать это давление и направляет часть топлива обратно в бак.

Внешний вид

Внешний вид двух топливных фильтров может быть совершенно одинаковым. Но при этом необходимо учитывать рабочее давление в топливной системе.

Атмосферный двигатель

Для атмосферного двигателя давление составляет 4 бар. Топливный насос работает при одном уровне давления в баке.

Турбодвигатель

В случае турбодвигателя с непосредственным впрыском давление составляет 6,6 бар. Это необходимо для питания топливного насоса. После насоса давление возрастает до 40–60 бар. Давление на корпусе фильтра может составлять 4,5 или 3,8 бар в зависимости от двигателя.

Сложные замены

Замена необслуживаемого топливного фильтра может оказаться непростой задачей из-за отсутствия нормативных документов, определяющих порядок проведения работ. Это делает процесс более дорогостоящим. Кроме того, сам фильтр может не быть легкодоступной запасной частью, так как топливный насос в сборе с фильтром необходимо заказывать по каталогу.

Корпус топливного фильтра бензинового VW Tuareg

Корпус топливного фильтра бензинового автомобиля Фольксваген Туарег, несмотря на отсутствие регламента его замены, расположен над топливным насосом и продается как отдельная деталь.

Выбор топливного фильтра

Принципиально важно подбирать топливный фильтр в зависимости от идентификационного номера автомобиля (VIN). Игнорирование этого условия может привести к неправильной работе двигателя и повреждению некоторых деталей.

Если установить топливный фильтр от атмосферного двигателя с давлением 4 бар на автомобиль с двигателем с турбонаддувом, где рабочее давление должно составлять 6,6 бар, то подача топлива будет прерывистой. На низких оборотах двигатель будет работать ровно, однако под нагрузкой будут происходить осечки, так как смесь будет недостаточной, а давление недостаточным. Блок управления двигателем попытается отрегулировать топливно-воздушную смесь в некотором диапазоне оборотов, но при этом возникнут проблемы с разгоном.

Риск детонации

При установке фильтра высокого давления в двигатель меньшей мощности впрыскивается больше топлива, что приводит к образованию богатой смеси, которая может вызвать детонацию. Это происходит, когда топливно-воздушная смесь в цилиндре воспламеняется раньше времени. Если электроника не распознает проблему, двигатель потребует серьезного ремонта.

Альтернативы

Не всегда можно купить оригинальный топливный фильтр: его может не быть в наличии или он слишком дорог. К счастью, почти всегда есть качественные аналоги. Проконсультируйтесь со специалистом СТО, чтобы понять, какой из них лучше использовать.

Выбирайте качество, а не количество

При выборе фильтра следует обратить внимание на качественный продукт и не останавливаться на более дешевых. Примером китайской марки, у которой были обнаружены проблемы с редукционным клапаном, является то, что каждый десятый фильтр издает невероятно громкий свист при работе топливного насоса. Неизвестно, способны ли эти фильтры поддерживать необходимое давление, однако покупатели часто возвращают их обратно. Эта проблема может быть настолько неудобной, что автомобиль не успевает доехать до эвакуатора.

Когда менять топливный фильтр

Законы автопроизводителя определяют сроки замены топливного фильтра. На автомобиле Volkswagen Polo Sedan его необходимо менять через каждые 2 раза или 30 тыс. км пробега. Найти фильтр несложно, так как он закреплен в днище автомобиля, рядом с топливным баком. У Kia Rio фильтр находится в корпусе топливного насоса, в баке. Для его замены необходимо снять топливный насос и осмотреть его. Требование — 60 000 км.

Техническое обслуживание дизельных двигателей коммерческих автомобилей

При обсуждении дизельных двигателей коммерческого транспорта регламент может отличаться от регламента для легковых автомобилей. Например, дизельный Volkswagen Transporter T6 требует замены топливного фильтра через каждые 40 000 км пробега, тогда как для легковых автомобилей этот показатель составляет один раз в два года.

Рекомендации по техническому обслуживанию см. в руководстве производителя. Если информация о сроках замены фильтра отсутствует, понаблюдайте за поведением автомобиля и работой двигателя. При засорении топливного фильтра появятся определенные признаки.

Проблемы с двигателем автомобиля

При включении зажигания двигатель автомобиля часто глохнет и глохнет. Кроме того, если автомобиль долгое время не работает, он может с трудом заводиться. Если при подъеме на холм или под нагрузкой автомобиль работает вяло, это может сопровождаться вибрацией и увеличением расхода топлива.

Диагностика

При наличии любого из этих симптомов лучше всего отвезти автомобиль на станцию технического обслуживания для диагностики. Однако первое, что они предложат,— это заменить топливный фильтр. Это необходимо сделать для того, чтобы устранить наиболее распространенную проблему, а затем, при необходимости, можно будет провести дальнейшую диагностику.

Не пренебрегайте топливным фильтром

Не откладывайте замену топливного фильтра. Придерживайтесь рекомендаций или меняйте его чаще, если вам приходится заправляться в непроверенных местах. При самостоятельной замене будьте готовы к загрязнению и возможным проблемам, связанным с загрязнением или коррозией.

Будьте осторожны при замене фильтров

При заезде на станцию технического обслуживания целесообразно выяснить стоимость замены фильтра автомобиля. Самостоятельная замена может оказаться значительно дороже профессиональной работы, а фильтры, как правило, необходимо менять каждые два года.

Кроме того, не поддавайтесь искушению купить самый дешевый фильтр, так как это может привести к проблемам в дальнейшем. Это может случиться, когда вы окажетесь рядом с домом и придется вызывать эвакуатор. Избежать этих неприятностей можно, вложив деньги в качественный фильтр уже сейчас.

Комментарии закрыты.