Автомобильный портал: seportal.ru

Климат-контроль как это работает

166

Для поддержания комфортной температуры в автомобиле используется технология климат-контроля. Мы рассмотрим, как она работает и какие преимущества имеет по сравнению с обычными системами кондиционирования.

Как это работает

Многие водители и пассажиры наверняка сталкивались со знакомой ситуацией: вы включаете кондиционер, а через некоторое время в машине становится слишком холодно. То же самое происходит и с отопителем: через некоторое время в салоне может стать некомфортно жарко. Проблема заключается в том, что традиционные системы кондиционирования и отопления не измеряют температуру в салоне и продолжают работать с той же интенсивностью, пока водитель вручную не отрегулирует скорость вентилятора и воздушные заслонки.

Климат-контроль устроен иначе. Он предназначен для поддержания комфортной температуры в салоне, реагируя на изменения в окружающей среде и внося соответствующие коррективы. Это позволяет избежать перепадов температуры и поддерживать в салоне автомобиля приемлемый уровень тепла или прохлады.

Климат-контроль — как он работает?

Климат-контроль лишен этих недостатков — водителю достаточно установить желаемую температуру (считается, что приятной для человека является температура 22–24°C) и не обращать на нее внимания, поскольку атмосфера в автомобиле будет поддерживаться автоматически. Как достигается такое удобство? Нужно посмотреть на устройство климат-контроля. Проще говоря, инженеры заставили работать вместе кондиционер и печку, а также установили внутри автомобиля датчики, которые и помогают поддерживать нужную стабильность. Как только датчики определяют, что температура в салоне начинает снижаться, включается обогреватель, а когда становится слишком жарко, за дело берется кондиционер. При более детальном изучении устройство и принципы работы типичного климат-контроля окажутся более сложными.

Процесс управления климатом

Цель климат-контроля — дать человеку возможность регулировать температуру воздуха в салоне. Для этого воздух извне с помощью вентилятора засасывается в испаритель. В испарителе он охлаждается и осушается. После этого воздух проходит через нагреватель, где нагревается, и циркулирует в салоне. Комбинация холодного и теплого воздуха регулируется таким образом, чтобы обеспечить соответствие желаемой температуре, заданной пользователем.

Климат-контроль: Комбинация датчиков температуры

Климат-контроль определяется не только показаниями внутренних датчиков температуры, но и температурой наружного воздуха. Датчик наружной температуры используется для поддержания необходимой температуры независимо от времени года. Если на улице холодно, то в салоне будет работать отопитель, если тепло — кондиционер. После установки температуры она будет поддерживаться автоматически.

Алгоритмическое управление климатом

Каждый механизм климат-контроля имеет свой уникальный алгоритм, который определяется количеством датчиков, потенциометров, воздуховодов и программным обеспечением. Например, зимой простые системы могут быстро направить холодный воздух в салон, а более совершенные сначала направят поток на стекла, чтобы предотвратить их запотевание, а затем, по мере прогрева двигателя, направят воздух на ноги и, в конечном итоге, на область лица. Более того, дорогие системы могут даже учитывать интенсивность солнечного света, влажность и качество наружного воздуха, что позволит включить режим внутренней рециркуляции в случае его загрязнения.

Автоматизированный климат-контроль

Электроника в режиме Auto самостоятельно принимает решения о том, куда направить воздух, с какой интенсивностью и при какой температуре. В зависимости от внешних условий, достижение желаемой температуры может занять некоторое время — от 14 до 28 градусов Цельсия.

Варианты систем климат-контроля

Современные системы климат-контроля могут быть самыми разными — от однозонных до четырехзонных. Две последние позволяют пассажирам задних сидений самостоятельно настраивать климат.

Советы по выбору системы климат-контроля

Если температурные предпочтения вашей второй половинки отличаются, то имеет смысл обратить внимание на двухзонный климат-контроль. В настоящее время такие системы часто устанавливаются в новых автомобилях. При этом важно учитывать максимальный перепад температур, который он допускает. В некоторых моделях разница между водителем и пассажиром не может превышать 2–3 градусов Цельсия. Так, если водитель выбирает температуру 21 градус, то передний пассажир может выбрать температуру только между 18 и 24. В целом, чем современнее и дороже система климат-контроля, тем больше свободы действий у обеих сторон.

Правильное размещение датчиков температуры

Обязательно нужно учитывать количество датчиков температуры в салоне. Всем известно, что горячий воздух движется вверх, а холодный остается внизу. Поэтому, если датчик установлен на крыше, может случиться так, что вместо теплого воздуха пассажирам будет подаваться холодный.

Причина в том, что датчик, расположенный сверху, будет считать, что салон нагрет до нужной температуры, а на самом деле это не так. Естественно, что система с датчиками, установленными сверху и снизу, будет работать лучше. Компромиссным вариантом является размещение датчиков в передней панели, т. е. посередине.

Задние сиденья с подогревом/охлаждением

Если вы планируете приобрести трех- или четырехзонную систему климат-контроля для своего автомобиля, обязательно проверьте, установлен ли в задней части салона дополнительный обогреватель/охладитель. В большинстве моделей класса люкс установлен только вентилятор, мощности которого недостаточно для достижения желаемой температуры в задней части салона. Это может привести к значительной разнице между заданным и реальным климатом.

Комментарии закрыты.