Автомобильный портал: seportal.ru

Климат-контроль и автомобильный кондиционер чем отличаются, как работают, что лучше

96

Современные автомобили все чаще оснащаются системами климат-контроля. Эти системы обладают более широкими возможностями, чем традиционные кондиционеры, например, контролируют влажность, температуру, солнечную радиацию и количество углекислого газа в салоне. Они также регулируют циркуляцию воздуха, скорость вращения вентилятора и предотвращают запотевание стекол. Но лучше ли климат-контроль, чем кондиционер, и что еще он может делать?

Климат-контроль

Климат-контроль — это система, позволяющая регулировать температуру и влажность воздуха в автомобиле. Она обеспечивает комфортные условия не только за счет охлаждения или нагрева воздуха, но и за счет поддержания стабильной температуры. Кроме того, она помогает очищать стекла от льда, тумана и росы. Он также может использоваться в сочетании с другими установками.

Регулировка расхода воздуха

Направление потока может быть направлено в ноги или в центр кабины путем регулировки угла наклона дефлектора. Скорость обдува можно регулировать с помощью настроек вентилятора, вручную или автоматически с помощью компьютера. В режиме рециркуляции используется воздух из салона. Это полезно в пробках или туннелях, чтобы выхлопные газы от впереди идущего автомобиля не попадали внутрь. Циркуляция — отличный способ быстро нагреть или охладить салон.

Климат-контроль: Основы

Климат-контроль объединяет отопитель, вентилятор и кондиционер в единую систему, а компьютер или электронный блок управления (ЭБУ) синхронизирует их работу. ЭБУ собирает информацию с внутренних и внешних датчиков автомобиля для построения оптимального алгоритма работы, учитывающего погодные условия, силу солнечного света, загрязненность воздуха и т. д.

Фильтрация и ароматизация

Климат-контроль не только регулирует температуру, но и фильтрует воздух от пыльцы, пыли и других частиц. Некоторые модели также оснащены функцией ионизации воздуха. Кроме того, премиальные бренды придают салону автомобиля приятный оттенок с помощью ароматизации.

Климат-контроль

Для управления климатом могут использоваться ручные и автоматические операции. При нажатии кнопки «AUTO» система сама изменяет настройки, учитывая предпочтения водителя и внешние условия. При ручном управлении компьютер все же может корректировать некоторые настройки. Применение климат-контроля, по сути, включает в себя:

Автоматизированное регулирование температуры

Автомобилист выбирает необходимые температурные показатели. Затем электроника просматривает показания термодатчиков и сравнивает их с заданными параметрами. Если температура слишком высока или слишком низка, система автоматически перегонит нужную комбинацию потоков горячего и холодного воздуха. Чтобы ускорить процесс достижения заданных значений, климат-контроль включит вентилятор на определенную скорость. В необходимых случаях компьютер переключится в режим рециркуляции.

Климат-контроль и кондиционер: Различия

По мере приближения температуры к заданному значению компьютер уменьшает скорость движения воздуха. При использовании кондиционера оператор устанавливает желаемую температуру воздуха и оставляет ее на прежнем уровне. Это требует от него внимательного отношения к своим ощущениям и постоянной корректировки настроек для поддержания заданного значения. Климат-контроль же позволяет поддерживать температуру без необходимости постоянного внимания со стороны водителя.

Контрасты в системах

Помимо прочих контрастов, система кондиционирования, осушая и охлаждая воздух, разделяется климат-контролем на два потока. Один идет к отопителю, другой — к кондиционеру. Пропорции потоков смешиваются на входе в салон в зависимости от заданных настроек. Далее климат-контроль регулируется компьютеризированной системой, которая отрабатывает идеальную работу заслонок, вентиляторов и других компонентов. Например, при движении в прохладную погоду компьютер направляет больше теплого воздуха на лобовое стекло.

Типы управления климатом

Различные системы управления климатом позволяют отдельно регулировать температуру и скорость воздушного потока. Для этого в каждое деление в автомобиле вставляется датчик. В зависимости от количества секций климат-контроль можно разделить на: — Одинарный климат-контроль — когда устанавливается только одна температура для всего автомобиля. — Двойной климат-контроль — позволяет установить разные температуры для передней и задней части автомобиля. — Трехзонный климат-контроль — имеет три температурные зоны, обычно две спереди и одна сзади.

В наши дни практически каждый автомобиль оснащен кондиционером, причем часто он входит в базовую комплектацию или является дополнительной опцией для более дорогой версии. В результате стоимость возрастает, если выбрать систему климат-контроля с автоматикой.

Однозонный климат-контроль

Эта система предназначена для охлаждения или обогрева одной зоны или всего салона автомобиля. Воздушный поток может распределяться по ногам, центральным вентиляционным отверстиям, боковым или ветровому стеклу.

Двухзонный климат-контроль

Система этого типа имеет два регулятора температуры, которые расположены с каждой стороны приборной панели. Каждый регулятор используется для установки индивидуальных значений температуры. При желании можно синхронизировать настройки.

Трехзонная система

К двум зонам, расположенным в передней части салона, добавляется еще одна, однако она находится сзади. Люди, сидящие на втором ряду сидений, могут регулировать температуру по своему усмотрению благодаря блоку управления, расположенному в центре.

Четырехзонная система

В распоряжении пассажиров сразу четыре зоны — две расположены спереди и две сзади. Эта система обычно встречается в моделях более высокого класса.

Как использовать климат-контроль

Панель климат-контроля обычно располагается на центральной консоли. Она должна иметь цифровой дисплей, отражающий диапазон температур от 16 до 30°C, и кнопку «AUTO» (в некоторых моделях она отсутствует). В топовых версиях она может иметь полностью сенсорное управление, но чаще встречаются поворотные переключатели («крутилки») для установки параметров. Особых отличий в управлении системой обычно нет, и она, как правило, включается/выключается.

Пошаговое руководство по использованию кондиционера

  1. Нажмите кнопку «ON/OFF» на панели (или обозначенную символом).

  2. При необходимости включите кондиционер.

  3. Выберите желаемую температуру — точное значение будет показано на дисплее.

  4. При необходимости установите систему AUTO для автоматического управления.

  5. Измените поток воздуха и его скорость.

  6. Если система включает дополнительные функции — ионизацию или ароматизацию — выберите их по желанию.

Операции по управлению климатом: Общие рекомендации

Как правило, ограничений по работе с климат-контролем не существует. Однако во многих руководствах по эксплуатации автомобилей производитель указывает определенные рекомендации:

  1. При закрытых окнах и длительном включении режима рециркуляции воздуха недостаток свежего воздуха в салоне может привести к сонливости водителя и снижению его бдительности.

Стратегии прогрева автомобиля в холодную погоду

— В зимнее и осеннее время убедитесь, что воздухозаборник перед ветровым стеклом очищен от снега и листьев. — Избегайте загромождения салонных датчиков посторонними предметами. — Чтобы быстро прогреть салон в холодную погоду, установите максимальную температуру и скорость потока воздуха при включенной рециркуляции.

Для удаления льда с ветрового стекла

Для того чтобы избавиться от льда на лобовом стекле, можно воспользоваться специальной настройкой. Как правило, для этого на приборной панели расположена кнопка с надписью MAX или MAX DEFROST.

Регулирование температуры летом

Для быстрого охлаждения процесс аналогичен прогреву, с той лишь разницей, что набирается минимальная температура.

Стратегии уменьшения запотевания окон

Использование кондиционера с режимом рециркуляции является эффективной мерой по снижению запотевания окон. Для достижения наилучших результатов следует установить температуру воздуха в салоне выше, чем температура наружного воздуха.

Преимущества климат-контроля

Климат-контроль обладает рядом преимуществ:

  1. Вы можете более точно регулировать внутреннюю атмосферу, не прибегая к постоянному изменению настроек. Это позволяет водителю без помех сосредоточиться на дороге.

Преимущества климат-контроля

  1. Потоки могут быть разделены на зоны, и система является достаточно универсальной. Это улучшает распределение воздуха и снижает энергозатраты на обогрев и охлаждение, что приводит к уменьшению расхода топлива.

  2. Когда придет время продавать автомобиль, климат-контроль может повысить его стоимость.

Недостатки

  1. Набор кнопок и циферблатов, которыми оснащен климат-контроль, может поначалу сбить с толку, затруднив управление.
В случае неисправности

В случае неисправности традиционного кондиционера, скорее всего, потребуется ремонт компрессора или конденсатора. Если же перестают работать основные электронные компоненты или датчики, будьте готовы к серьезному ремонту.

Стандартная система кондиционирования воздуха

В большинстве автомобилей кондиционер входит в стандартную комплектацию. В настоящее время, если вы хотите иметь климат-контроль, вам придется доплатить за опциональное оснащение или приобрести более дорогой автомобиль.

Комментарии закрыты.