Первый двигатель внутреннего сгорания с гидрокомпенсаторами был установлен на автомобиле Cadillac еще в 1930-х годах. Однако широкое распространение «гидрики» получили лишь спустя десятилетия, в основном благодаря росту японской автомобильной промышленности. Включение гидравлики в систему газораспределения (ГРМ) усложнило конструкцию двигателя, но в то же время значительно облегчило его обслуживание.
Гидрокомпенсаторы
Гидрокомпенсаторы — это специальные компоненты двигателя внутреннего сгорания, которые используются для регулировки теплового зазора клапана двигателя. Раньше это приходилось делать вручную через определенные промежутки времени, но с появлением гидрокомпенсаторов необходимость в таком ручном вмешательстве отпала, поскольку они выполняют эту задачу автономно.
Необходимость применения гидрокомпенсаторов
В четырехтактном двигателе внутреннего сгорания впускные и выпускные клапаны наполняют цилиндры топливно-воздушной смесью и отработавшими газами. Распределительный вал отвечает за управление открытием клапанов в нужный момент. Между кулачком распределительного вала и той частью, которая открывает клапан, имеется зазор — так называемый тепловой. Его назначение — компенсировать некоторое линейное расширение металлов, вызванное работой двигателя при высокой температуре. Как правило, величина зазора устанавливается производителем, обычно в пределах десятых долей миллиметра, что не позволяет увидеть его невооруженным глазом.
Автоматическая регулировка зазора клапана
При слишком узком зазоре клапан перестает плотно закрывать камеру сгорания. И наоборот, при слишком большом зазоре клапан открывается слишком поздно или частично, снижая способность цилиндра заполняться топливно-воздушной смесью. Гидравлический компенсатор позволяет автоматически регулировать эту величину, а также предлагает:
- Более простое обслуживание двигателя, так как не требуется ручная регулировка.
Преимущества использования гидрокомпенсаторов
-
При работе двигателя внутреннего сгорания снижается уровень шума;
-
Возможна регулировка зазора от естественного износа деталей;
-
Увеличивается срок службы всего агрегата.
Конструкция гидрокомпенсаторов, как правило, одинакова. В зависимости от двигателя они располагаются либо в коромыслах клапанов (двигатели SOHC с одним распределительным валом), либо в головке блока цилиндров (двигатели DOHC с двумя распределительными валами).
Гидрокомпенсатор
Гидравлический компенсатор (или гидрокомпенсатор) представляет собой небольшой гидроцилиндр, содержащий плунжер, втулки плунжера, пружины плунжерного клапана, шарик (плунжерный клапан), а также масляные каналы. Плунжер является ключевым компонентом, поскольку он позволяет маслу поступать в пространство под клапаном. После заполнения этого пространства клапан перекрывается под действием пружины.
Контакт создает давление
Когда кулачок распределительного вала соприкасается с рабочей поверхностью гидрокомпенсатора, создается давление, и клапан запирается. Таким образом, энергия от кулачка распределительного вала переходит к гидрокомпенсатору, который открывает клапан. При работе двигателя количество масла, необходимое для заполнения плунжера, регулируется самостоятельно, тем самым регулируя тепловой зазор.
Причины стука на «холодную»
Стук гидрокомпенсатора может быть похож на стрекотание. Но это не всегда означает, что гидротолкатель работает неправильно. Существуют и другие возможные причины этого шума.
Загрязнение каналов гидрокомпенсатора
Одной из наиболее распространенных причин стука на «холодную» является загрязнение каналов гидрокомпенсатора. При нагреве масло становится более жидким и легче проходит через каналы. В результате через некоторое время шум может исчезнуть.
Причины стука на «горячую»
-
Нечистое или низкосортное смазочное масло — наиболее частая причина. При замене на более новое масло проблема, как правило, исчезает;
-
Использование более густой смазки, чем рекомендует производитель;
-
Повреждение клапана гидрокомпенсатора, в результате которого шаровой элемент может выпускать масло.
-
Неисправность масляного насоса, приводящая к снижению давления во всей системе смазки.
Избыток или недостаток нефти
Причинами неисправностей могут быть как избыток или недостаток смазки в картере, так и износ или разрушение самого гидрокомпенсатора.
Как проверить гидрокомпенсатор
Неисправный гидрокомпенсатор издает резкий шум, похожий на стрекот, который слышен сверху двигателя под клапанной крышкой. Обнаружить его изнутри автомобиля, особенно при наличии хорошей изоляции, может быть затруднительно.
Нежелательные звуки: Причины для проверки
Как обычно, звук автомобиля может становиться громче, переходя от слабого шелеста к громкому стуку. Если интенсивный стрекот раздается внезапно, необходимо проверить уровень масла — возможно, он недостаточен, что приведет к срабатыванию гидрокомпенсаторов. Также следует осмотреть поддон двигателя, так как он может быть поврежден в результате удара при движении по бездорожью, что приведет к нарушению оптимальной работы маслоприемника.
Стук гидрокомпенсаторов
Если стук появляется сразу после очередной замены масла, то, скорее всего, вместо качественного смазочного материала использовался низкосортный.
Как устранить?
Если после регулярной замены масла и фильтра стук не исчез, скорее всего, потребуется замена гидрокомпенсаторов. Если масло менялось редко, то, возможно, потребуется замена масляного насоса или очистка магистралей двигателя.
Если при запуске двигателя из клапанной крышки доносится легкий стук, можно некоторое время поездить на автомобиле. Однако было бы разумно не откладывать визит в автосервис надолго. Неисправность гидрокомпенсатора может повлиять на работу системы газораспределения и/или головки блока цилиндров, поэтому важно принять профилактические меры.
Как предотвратить поломку гидрокомпенсатора
Очень важно принять меры по предотвращению поломки гидрокомпенсатора. Необходимо регулярно проводить техническое обслуживание автомобиля у квалифицированного специалиста. Кроме того, если вы обращаете внимание на изменения или шумы в работе двигателя, это поможет вам выявить возможные проблемы на ранней стадии.
Для увеличения срока службы гидрокомпенсаторов
Для продления срока службы гидрокомпенсаторов необходимо соблюдать общие рекомендации производителя по замене масла. Это необходимо делать ежегодно, хотя в некоторых случаях интервал может быть сокращен — например, перед длительной поездкой или при эксплуатации автомобиля в тяжелых условиях, под нагрузкой и т. д. Систематическая замена гидрокомпенсаторов не требуется — при бережном обращении с автомобилем средний срок службы этих компонентов составляет более 200 000 км.
Комментарии закрыты.