В условиях постоянного роста цен на бензин это вызывает недовольство у многих российских водителей. Для многих покупателей расход топлива является одним из основных факторов при выборе автомобиля. Мы расскажем вам, как самостоятельно рассчитать расход топлива, а также как ездить с учетом экономии.
Оценка расхода топлива автомобиля
Для того чтобы точно оценить расход топлива вашего автомобиля, необходимо произвести несколько измерений. Вам необходимо знать общее расстояние, которое вы проехали, а также количество израсходованного топлива. Для получения нормы расхода топлива разделите общее количество пройденных километров на количество израсходованных литров топлива. Результат будет выражен в литрах на 100 км.
Нет необходимости в специальном оборудовании
Для того чтобы с такой же точностью, как фармацевт, измерять расход топлива, не требуется сложного оборудования. Чаще всего в этом даже нет необходимости. Среднему автовладельцу достаточно оценить количество топлива, израсходованного на 100 км пути, погрешность которого может составлять 0,1–0,2 л.
Расчет среднего расхода топлива
Методика определения среднего расхода топлива достаточно проста — она рассчитывается эмпирическим путем. Для этого необходимо последовательно выполнить несколько основных шагов:
-
Заехать на АЗС и залить в бак бензин или дизельное топливо.
-
Сбросить показания одометра или записать их сразу после заправки.
-
Израсходуйте запас топлива, в идеале «до лампочки», это сделает расчет более точным.
Рассчитать расход топлива
Для измерения расхода топлива необходимо:
-
Записать пройденный километраж.
-
Заправить автомобиль, желательно на той же заправке, до полного.
-
Запишите количество топлива, поступившего в бак.
Затем достаточно воспользоваться калькулятором, чтобы рассчитать расход топлива по следующей формуле:
Расход (л/100 км) = (Объем второй заправки / Пройденный километраж)* 100.
Например, если автомобиль проехал 690 км и после этого в бак попало 65 л, то показатель рассчитывается следующим образом:
Оценка расхода топлива
Методика расчета расхода топлива дает результат 9,42 л на 100 км. Однако этот показатель имеет существенный недостаток — он не позволяет точно определить, когда автомобиль действительно «полон». Водители знают, что после отключения насоса в автомобиль можно долить дополнительное топливо. Если бы автомобиль в данном примере израсходовал 67 л вместо предполагаемых 65, то средний расход составил бы 9,71 л на 100 км.
Повышение точности
Для повышения точности вычислений существует два варианта. Первый — не заправляться на насосах, а заправлять автомобиль вручную, используя мерные емкости. В этом случае необходимо два раза аккуратно заполнить бак «до горлышка», точно отмерив количество топлива.
Более простой способ повысить точность — увеличить продолжительность замера. Для этого необходимо несколько раз наполнить и опорожнить бак, записывая количество залитого топлива при каждой поездке на станцию. После этого вычислите средний расход по той же формуле, но в числителе поставьте общее количество залитого топлива, а в знаменателе — расстояние от первой до последней заправки.
Более точная статистика потребления автомобилей
Чем больше километров пройдено и чем больше посещений АЗС, тем меньше влияние погрешностей АЗС на расчет среднего расхода автомобиля. Для получения более точных данных целесообразно проводить замеры как в городе, так и на трассе. Это позволит выявить не только «аппетиты» автомобиля при различных сценариях (а показания, скорее всего, будут сильно отличаться), но и собственный «расход в смешанном цикле». Оцените относительную долю городских и загородных поездок, чтобы лучше понять работу автомобиля.
Расчет расходов
Расход определяется простым вычислением: Средняя утилизация = (Утилизация в городе * км в городе + Утилизация на трассе * км за городом) / Общее расстояние.
Пример: Предположим, вы проехали 25 км по городу, затем еще 15 км по улицам и проспектам. Расход в городе составляет 10,5 л/100 км, а за городом — 8 л/100 км. Следовательно, в вашем «смешанном цикле» автомобиль будет расходовать: (10,5 × 15 + 8 × 25) / 40 = 8,94 л/100 км.
Чем определяется фактическая топливная экономичность автомобиля?
Определив расход топлива автомобиля, водители часто сталкиваются с тем, что цифры не совпадают с заявленными производителем автомобиля. Это вполне ожидаемо. На заводах и в испытательных лабораториях измерения проводятся в соответствии с международным стандартом. Условия близки к идеальным, что позволяет сравнивать результаты на разных автомобилях.
Однако цикл измерений не учитывает внешних факторов, таких как погода, дорожная обстановка, рельеф местности. Поэтому реальный расход топлива автомобиля в реальных условиях может отличаться.
Влияние технического состояния
Каждый автовладелец может повлиять на расход топлива через техническое состояние автомобиля. Если все узлы и агрегаты исправны или имеют незначительный износ, то резкого увеличения расхода топлива не произойдет.
Однако различные неисправности, такие как загрязненный воздушный фильтр, устаревшие свечи зажигания, неисправный датчик холостого хода, износившиеся форсунки, изношенные тормоза, неправильные углы установки колес и другие, могут существенно снизить топливную экономичность автомобиля.
Влияние ветра на автомобиль
Воздух оказывает негативное влияние на характеристики автомобиля, поскольку снижает его скорость. Поэтому на высоких скоростях большая часть мощности двигателя уходит на преодоление сопротивления воздуха. Замена штатных кузовных панелей или установка дополнительных внешних элементов (спойлеров, багажников и т. д.) может повлиять на аэродинамические свойства автомобиля, что приведет к увеличению расхода топлива.
Влияние массы и давления в шинах на расход топлива
Чем больше весит автомобиль, тем больше энергии необходимо затратить двигателю, чтобы привести его в движение. Это, в свою очередь, приводит к повышенному расходу топлива. Кроме того, негативное влияние может оказывать неправильное давление в шинах. Если давление в шинах немного ниже рекомендуемого, то при вращении шины деформируются, что опять же требует от двигателя больших затрат энергии.
Качество топлива
Если в автомобиле используется низкокачественное топливо, то это может привести к снижению мощности. Это может привести к тому, что Вам придется нажимать на педаль газа сильнее, чем обычно, что приведет к увеличению расхода топлива.
Стиль вождения
Если Вы ездите с большим количеством оборотов, интенсивно разгоняясь и тормозя, то двигателю приходится работать интенсивнее. Это может привести к тому, что топлива будет сжигаться больше, чем при равномерном движении.
Расход топлива в холодную погоду
Зимой автомобиль работает хуже из-за более густого масла. Снег и лед на дорогах требуют больше топлива и увеличивают сопротивление качению, что приводит к разнице между реальным и заявленным расходом топлива на 30–40%. В сложных условиях, таких как бездорожье, разница может достигать и 50%. Если такое расхождение наблюдается при обычной езде, это признак того, что автомобиль необходимо проверить на исправность.
Правила расхода топлива для владельцев частных автомобилей
Физические лица, владеющие личными автомобилями, могут расходовать столько топлива, сколько им заблагорассудится. С другой стороны, коммерческие организации обязаны соблюдать установленные нормы расхода топлива для своих автомобилей. В противном случае они получат крупные штрафы и будут вынуждены платить большие налоги на каждую единицу товара.
Расчет расхода топлива на поездку
Для расчета расхода топлива на поездку можно воспользоваться распоряжением Минтранса России № АМ-23-р, опубликованным 14 марта 2008 года. Этот документ был создан в помощь компаниям, имеющим собственный автопарк, но и широкой публике он полезен для понимания того, на какие расходы следует рассчитывать при эксплуатации своего автомобиля.
Методика оценки расхода топлива для легковых автомобилей изложена в параграфе 7 главы 2:
Для большинства людей приказ Минтранса России сложен для восприятия. К счастью, в данном документе приведена простая инструкция, объясняющая, как рассчитать количество топлива, необходимого для поездки. Достаточно выполнить действия, описанные в параграфе 7 главы 2, чтобы получить точную оценку расхода топлива для своего автомобиля.
Влияние факторов на потребление
Количество израсходованного топлива (НР) можно рассчитать по формуле: 0,01 * BNR * Пробег * (1 + 0,01 * PC). BNR означает базовую норму расхода, а PC учитывает рельеф местности, температуру и плотность населения в районе эксплуатации машины. Все эти коэффициенты и соответствующие им весовые коэффициенты приведены в главе 2 Приказа Минтранса. Существуют также зимние надбавки, например, 10% для Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга, действующие только с сентября по март.
В Кабардино-Балкарии ПК составляет всего 5%, причем срок действия сокращен до декабря-марта. Для Якутии и Чукотского автономного округа надбавка составляет 20% и действует с октября по май.
Региональные зимние изменения
Полный перечень зимних модификаций в зависимости от региона приведен в Приложении № 2 к Министерскому приказу. Кроме того, отдельно необходимо учитывать базовый расход топлива (БРТ). Его величина определяется заявленным автопроизводителем расходом топлива, умноженным на коэффициент (К), который привязан к объему двигателя. Так, для автомобиля с бензиновым двигателем объемом 1,8 л и заявленным расходом 9,5 л/100 км величина BNR составит: BNR = Заявленный расход * K.
Стратегии снижения потребления топлива автомобилями
Для снижения расхода топлива на автомобиле можно предпринять несколько шагов. В первую очередь необходимо рассчитать BNR (пробег на 100 км). Например, если BNR составляет 9,5, умноженное на 1,15, то в результате получается 10,925 л/100 км. Для расчета лошадиных сил (л. с.) автомобиля, проехавшего 100 км в Москве зимой, можно использовать следующее уравнение: л. с. = 0,01 × 10,925 (БНР) × 100 (Пробег) х (1 + 0,01 х (35 для населения + 10 для климата)). В результате этого уравнения получается 11,47 л.
Для того чтобы максимально сократить расходы на топливо, рекомендуется придерживаться определенных рекомендаций, которые помогут снизить его расход. К числу таких рекомендаций относятся:
Поддержание автомобиля в идеальном состоянии
— Своевременно и эффективно проводите техническое обслуживание автомобиля. — Устанавливайте багажники на крышу или другие дополнительные элементы только тогда, когда они необходимы для перевозки груза. — Регулярно контролируйте давление в шинах. — Заправляйтесь на надежных АЗС и используйте топливо с соответствующим октановым числом для бензиновых автомобилей. — Перейдите на более мягкий стиль вождения.
В холодную погоду лучше всего использовать предпусковой подогрев
В холодную погоду, когда это возможно, следует использовать предпусковой подогреватель, а не запускать двигатель на холостом ходу. Это гораздо эффективнее и экономичнее.
Комментарии закрыты.