Все о давлении в шинах

Давление в шинах является ключевым фактором, влияющим на эксплуатационные характеристики и безопасность автомобиля. Неправильное давление может привести к серьезным проблемам для владельца автомобиля. Шины — это единственная часть автомобиля, которая постоянно соприкасается с дорогой, поэтому давление в шинах является важным показателем их состояния. Хорошее давление является залогом эффективного расхода топлива и общей безопасности.

Давление в шинах

Производители обычно рекомендуют поддерживать давление в шинах в пределах 2,0–2,8 атм. Тем не менее, могут возникнуть ситуации, когда придется отклониться от этой нормы. Проверять давление в шинах следует не реже одного раза в месяц. Для этого существует несколько способов. Рассмотрим, почему соблюдение оптимального давления так важно и на что это влияет.

Опасность переполненных шин

Давление воздуха в шине играет важную роль в ее работе. При правильном наполнении шины служат гораздо дольше, обеспечивают плавность хода и безопасность движения. Однако если давление воздуха в шинах не соответствует норме, владельца автомобиля ожидает ряд неприятностей, начиная от необходимости покупки новых шин и заканчивая потенциальным риском дорожно-транспортного происшествия.

Слишком низкое давление в шинах

В шинах с недостаточным давлением воздуха меньше рекомендуемого. Это приводит к расширению пятна контакта резины с дорогой, что увеличивает трение и сопротивление качению. Изношенные протекторы являются признаком этой проблемы. Повышенное трение о дорогу может привести к перегреву шины, ее проскальзыванию и даже разрыву. Кроме того, низкое давление в шинах приводит к:

Негативные последствия чрезмерного давления в шинах

Когда давление в шинах превышает норму, пятно контакта между шиной и дорожным покрытием уменьшается. Поэтому в центре шины возникает повышенное трение. Это может привести к следующим последствиям:

  1. Снижению износостойкости;

  2. Снижение реакции автомобиля на команды водителя;

  3. Снижение топливной экономичности из-за увеличения сопротивления;

  4. Повышение риска глиссирования.

Последствия давления в шинах

Повышенное давление в шинах может вызвать повышенную чувствительность к неровностям дорожного покрытия и привести к разрушению шины. Перекачанные шины также:

  1. Снижают управляемость автомобиля на высоких скоростях и при прохождении поворотов;

  2. Усиливают нагрузку на подвеску, затрудняя преодоление неровностей и кочек;

  3. Снижают сцепление с дорогой, увеличивая тормозной путь (особенно опасно на мокрой или обледенелой дороге).

Вероятность прокола или других травм

Вероятность прокола шины или получения других повреждений возрастает. Вот несколько признаков, свидетельствующих о нарушении давления в шинах:

  • Свист при резком повороте или на низкой скорости.
  • Если одно колесо слабое, автомобиль начинает вести боком по дороге.
  • При быстрых поворотах вы можете услышать шум или почувствовать толчок от ослабленного колеса.

Накачанные шины

  1. На прямой автомобиль ведет себя более нервно;

  2. При движении по неровной поверхности автомобиль трясется;

  3. При поворотах более заметна боковая кромка колеса;

  4. Возникает приятное ощущение, что автомобиль вдруг стал лучше катиться (это должно вызывать тревогу).

Давление в шинах

Для каждой модели автомобиля существует оптимальное давление в шинах, установленное производителем. Это значение определяется массой автомобиля, скоростью движения, количеством пассажиров (неполным или полным) и загрузкой багажника.

Инструкции по давлению в шинах

Инструкции по правильному давлению в шинах можно найти в руководстве по эксплуатации автомобиля или на одной из табличек в салоне. Вот возможные места:

  1. Косяк двери водителя

  2. Дверца перчаточного ящика

  3. Задняя крышка люка бензобака

  4. Дверь багажника

Таблица измерения давления в шинах

Измерение давления в шинах

В России давление в шинах обычно указывается в кг/см2 или в атмосферах и барах. Обе единицы близки по значению, поэтому их можно использовать как взаимозаменяемые. Например, один бар эквивалентен 0,986923 атмосферы.

В зарубежных моделях давление в шинах, напротив, чаще измеряется в фунтах на квадратный дюйм (psi). Пересчет между барами и фунтами на квадратный дюйм осуществляется следующим образом: 1 psi равен 0,068948 бар, а 1 бар равен 14,5 psi.

Давление и температура в шинах

Автопроизводители могут указывать давление в двух единицах: бар и psi. Это избавляет от необходимости вычислять по сложным формулам. В качестве альтернативы можно воспользоваться онлайн-калькуляторами или найти в таблице популярные значения.

Сезонное давление

Температура оказывает влияние на давление в шинах — при понижении температуры оно уменьшается. Понижение температуры на 10°C может привести к снижению давления в шинах на 0,07–0,14 бар или 1–2 фунта на квадратный дюйм.

Уход за шинами в теплую погоду

Для летних шин рекомендуется придерживаться рекомендованных производителем значений давления. Однако в холодную погоду рекомендуется увеличить эти показатели на 0,2 бара. Также рекомендуется проверять и регулировать давление в шинах в зависимости от температуры наружного воздуха. Зимой подкачку следует производить на улице, а летом рекомендуется убедиться, что шины не подвергались воздействию прямых солнечных лучей.

Регулировка давления в шинах

Иногда необходимо регулировать давление в шинах в зависимости от ситуации. Обычно автопроизводители указывают идеальное давление для полностью загруженных автомобилей и прицепов. Однако бывают экстремальные и нестандартные сценарии, особенно если автомобиль обычно ездит по городу. Татьяна Елисеева, автомобильный эксперт, оценила наиболее распространенные из этих ситуаций.

Длительная поездка по шоссе

Летняя жара может нанести вред колесам при отправлении в дальнюю поездку. Перед поездкой необходимо соблюдать инструкции производителя, поскольку невозможно предугадать состояние дороги: от ямочного ремонта до ливня. Профессиональный спортсмен может скорректировать свои настройки в зависимости от трассы. Однако для менее опытных путешественников лучше выбрать золотую середину.

Внедорожные шины: Важность растяжения

Шины для внедорожников необходимо тщательно натягивать, особенно при езде по песку. Но какое напряжение необходимо? Некоторые эксперты считают, что для начала достаточно 0,7 атм.

Однако неопытный водитель при неосторожном движении может легко вызвать пробуксовку колес. Кроме того, если водитель резко повернет руль, например, пытаясь удержаться на трассе, то шина может соскочить с диска. Подобные инциденты происходят довольно часто.

Подкачка колес в холодную погоду

При температуре, близкой к нулю, рекомендуется немного подкачать колеса, чтобы избавиться от воды и шлама, скопившихся в центральной части пятна контакта. Это также улучшит работу протектора. Кроме того, для эффективной работы протектора необходимо очищать колеса. В противном случае тормозной путь и сцепление с дорогой значительно ухудшатся.

Колеса в плохом состоянии

Если на автомобиле установлены изношенные колеса, но глубина ошиповки для зимних шин составляет 4 мм, не стоит ожидать, что они будут работать должным образом. Такого низкого уровня недостаточно для выталкивания снега. Для борьбы с этим необходимо снизить давление, увеличив тем самым площадь контакта.

Масса автомобиля имеет значение

При движении по проселочной дороге вес автомобиля имеет особое значение. Давление должно регулироваться в зависимости от массы автомобиля. Конкретные рекомендации можно найти на центральной стойке кузова автомобиля. Как правило, чем тяжелее автомобиль, тем выше давление в шинах для задних колес.

Осторожное вождение на плохих дорогах

Пренебрежение осторожным вождением на поврежденных дорогах может привести к образованию грыж, разрывов и повреждений шин. Чтобы избежать этого, лучше всего при повышении давления в шинах двигаться медленно и уверенно. В качестве альтернативы можно увеличить давление немного больше, чем рекомендует производитель.

В горной местности

В горной местности основным фактором, влияющим на поведение колеса, является не падение давления, а наличие многочисленных резких поворотов и длительных торможений. На температуру шины будут влиять не только нагрузки, но и тормозные механизмы. Это означает, что повышать давление в шине из-за низкого давления неправильно, так как большее влияние оказывает температура колеса.

Проверка давления в шинах

Предлагаемое давление в шинах обычно указывается при холодных шинах. Это означает, что автомобиль простоял не менее трех часов или проехал не более 1,6 км (или одной мили).

Существует два способа проверки давления в шинах: самостоятельно или на станции технического обслуживания. В первом случае достаточно найти на заправке общедоступный инструмент или приобрести манометр. Этот прибор для измерения давления в шинах выпускается в трех вариантах:

Контроль давления в шинах

Стрелка

Прямолинейная операционная система, обычно выдающая незначительные сбои.

Электронный

Компактный и удобный цифровой дисплей, работающий от батарей.

Реечные или выдвижные весы

Недорогие и удобные в использовании, но более бьющиеся, чем другие разновидности.

Колпачки для контроля давления

Альтернативным вариантом является установка специальных колпачков на каждый ниппель. Работает это приспособление так: верхняя часть полупрозрачная, и на основании показаний манометра появляется трехцветная индикация. Зеленый — давление в норме, желтый — колесо снижается, красный — давление перешло за предел.

Автоматизированное наблюдение за давлением в шинах

Наиболее удобным средством контроля давления в шинах является автоматическая система TPMS (Tire Pressure Monitoring System). В настоящее время она входит в состав большинства моделей автомобилей, а в некоторых странах ее установка является обязательной при выпуске автомобиля с завода. Эта система имеет автоматический механизм обнаружения изменений давления в шинах. При снижении давления ниже установленного значения на бортовой компьютер автомобиля поступает сигнал, предупреждающий водителя.

Типы систем контроля давления в шинах

Прямая система контроля давления в шинах

Этот тип системы TPMS основан на датчиках давления, расположенных в каждой шине. Бортовой компьютер показывает точное давление в каждой шине.

Косвенная система TPMS

Этот тип измеряет окружность колеса и его обороты. При изменении показаний водитель будет предупрежден о возможной проблеме, но без точных показаний давления в шинах.

Проверка давления в шинах

Производители рекомендуют проводить проверку давления в шинах каждые две недели, но не реже одного раза в месяц. В идеальных условиях, например, когда автомобиль долгое время стоит без движения, давление в колесах падает на 0,069 бар или 1 фунт на квадратный дюйм каждый месяц. Важно следить за давлением до и после длительной поездки, при резком изменении температуры (например, при первых заморозках или жаре), а также после замены шин или при перевозке грузов.

Автомобили