Влияние октанового числа на расход топлива

Октановое число бензина напрямую влияет на его способность противостоять детонации. Чем больше октановое число, тем сильнее он может быть сжат без взрыва. Поэтому для двигателей с более высокой степенью сжатия требуется бензин с более высоким октановым числом, чтобы предотвратить его сгорание в цилиндре. Чем выше степень сжатия, тем большее октановое число требуется.

Как влияет октановое число на скорость потока?

Рассмотрим гипотетический двигатель современного легкового автомобиля. Степень сжатия топлива не имеет никакого отношения к типу топлива, это характеристика, основанная на геометрических параметрах, таких как (Vc+Vh)/Vc, как показано на рисунке. Характеристики могут изменяться исключительно за счет энергии, выделяемой при сгорании топлива.

Так отличается ли энергия сгорания 95-октанового бензина от энергии сгорания 92-октанового? Согласно Википедии, удельная теплота сгорания бензина составляет 42–44 МДж. Даже если предположить, что 42 — это для 92-октана, а 44 — для 95-октана (что не всегда верно, так как существуют еще и 80- и 98-октаны), то все равно нельзя говорить о 15%-ном росте мощности.

Различие между вариантами бензина для нашего абстрактного двигателя

Если двигатель имеет степень сжатия 6–8, то для предотвращения взрывов воспламенения необходимо использовать бензин с октановым числом 76/80. Однако если степень сжатия двигателя составляет 8–9, то октанового числа 80 недостаточно для предотвращения самовоспламенения. Кроме того, если использовать бензин с октановым числом 98, то он не будет вызывать воспламенения, однако из-за более высокой степени сжатия он будет сгорать слишком медленно после воспламенения, что приведет к утечке несгоревшего бензина в выхлопную трубу и, как следствие, к повреждению клапанов.

К счастью, современные двигатели имеют «мозги», позволяющие им самим решать, когда поджигать топливо в цилиндре. Это означает, что в обоих случаях топливо воспламеняется раньше, чем если бы использовалось родное 92/95. Снижение октанового числа приводит к слишком раннему сгоранию топлива, что влечет за собой увеличение расхода и недополучение двигателем необходимой мощности. Если октановое число увеличить, то КПД только снизится (так как топливо сгорает дольше), при этом некритично возрастет расход, что может привести к ощущению недостаточной мощности двигателя (это происходит даже с родным бензином, если он воспламеняется слишком рано).

Влияет ли октановое число на расход топлива?

Если использовать топливо с октановым числом ниже рекомендуемого, то это, безусловно, приведет к увеличению расхода. Если октановое число выше, то это не обязательно уменьшит расход, а может даже увеличить его.

Примеры.
  • Если двигатель рассчитан на 95-октановое топливо, то использование 92-октанового приведет к увеличению расхода топлива.
  • Если двигатель рассчитан на 92-октановое топливо, то использование 95-октанового топлива не даст никаких преимуществ.

Эффект от разбавления бензина ослиной мочой

Если бензин смешать с ослиной мочой, то его горючая энергия уменьшится, что приведет к увеличению расхода. Таким образом, уровень потребления определяется используемым топливом. При заправке 95-м или 92-м бензином может произойти изменение уровня потребления, несмотря на то что изложенная теория в данном случае неприменима. Это можно объяснить наличием ослиной мочи, а не октановым числом топлива.

Стоит ли проверять степень сжатия двигателя?

Иногда производители автомобилей занижают октановое число в требованиях к топливу, чтобы привлечь больше покупателей. Чтобы убедиться в том, что вы получаете максимальную отдачу от топлива, важно проверить степень сжатия вашего двигателя. Несоблюдение минимально необходимого октанового числа может иметь ряд негативных последствий. Например, я заметил, что после каждой заправки 95-октановым топливом мой автомобиль с трудом проезжает первые несколько километров. Это объясняется тем, что автомобиль все еще ожидал стандартного 92-октанового топлива и еще не адаптировался к новому топливу.

Октановое число стабильно

Следует знать, что прирост мощности при использовании топлива типа 95-ecto, 95-G-drive и т. д. не является следствием изменения октанового числа, которое всегда равно 95. Это четко указано в чеке.

Скорее, потенциальное увеличение мощности обусловлено двумя факторами:

  1. Топливо может содержать присадки, повышающие его теплоту сгорания.

  2. Присадки, повышающие другие характеристики, влияющие на общую эффективность, такие как вязкость, количество и тип газов, образующихся при сгорании, а также скорость сгорания.

95-й бензин

95-й бензин производится путем добавления присадок к 92-му. В конечном счете, неважно, из 80-го ли он бензина, если его октановое число равно 95. Если топливо воспламеняется как обычный бензин, то это действительно бензин. Пока оно способно вырабатывать нужное количество энергии, автомобиль будет работать на этом топливе так же, как на 95-м. Если в нем нет ослиной мочи, а присадки не разъедают то, что не должны разъедать (они могут разрушить катализатор, но это не повлияет на экономию топлива), то бензин — это настоящий 95-й. В случае, если он заводится на второй день, то это не из-за октанового числа.

Определение октанового числа бензина

В разных странах обычно используются различные подходы к определению октанового числа бензина. Американская методика, как правило, дает около 90–92 октановых чисел при использовании нашего 95-октанового бензина. Если в руководстве по эксплуатации американского автомобиля указано «используйте 92 октан», то при переходе на 95-й бензин вы увидите улучшение эксплуатационных характеристик в соответствии с упомянутой выше теорией: бензин, рассчитанный для этого автомобиля, аналогичен нашему 95-октановому бензину. Чтобы убедиться, что требования производителя соблюдены, можно проверить степень сжатия.

Топливо