Некачественное дизельное топливо может нанести непоправимый ущерб двигателю. Не допускайте этого — используйте присадки к дизельному топливу для его защиты. Прочитайте эту статью, чтобы узнать больше о том, чем могут быть полезны присадки.
Что такое присадки к дизельному топливу?
Присадки к дизельному топливу — это соединения или смеси веществ, добавляемые в дизельное топливо для изменения его свойств и качеств. Такие присадки могут использоваться как при промышленном производстве топлива, так и для модификации топлива в отдельном автомобиле. В данной статье рассматривается последняя категория.
Усовершенствования дизельного топлива
В дизельное топливо могут быть добавлены различные присадки, которые позволяют получить целый ряд преимуществ, таких как:
- Повышение способности топлива выдерживать низкие температуры;
- Повышение цетанового числа;
- Улучшение смазки;
- Очистка и защита топливной системы от механических повреждений и коррозии;
- Улучшение общих характеристик дизельного топлива.
Различные способы применения присадок в дизельном топливе
Возможно как постоянное использование присадок в дизельном топливе, так и временное решение проблемы при попадании в бак топлива низкого качества. Прежде чем выбрать подходящую присадку, необходимо ознакомиться с имеющимися вариантами и их характеристиками.
Какими могут быть присадки для дизельного топлива?
Присадки для «аварийных» ситуаций
Это компоненты, предназначенные для разового добавления в топливо. Они выпускаются в различных формах и оказывают различное воздействие.
Регулярные присадки
Это компоненты, используемые для частого модифицирования топлива, потребляемого автомобилем.
Масла;
Повышение цетанового числа (цетаноповысители, катализаторы); Антифризы (депрессорно-диспергирующие усилители); Общего назначения. Вторая группа включает модификаторы различного назначения:
-
Очистка топливной системы;
-
Защита элементов топливной системы от эрозии и повреждений;
-
Комплексное изменение дизельного топлива для достижения определенных характеристик.
Смазочные присадки в дизельном топливе
Зимнее дизельное топливо обладает наименьшей смазывающей способностью, поэтому смазывающие присадки становятся особенно актуальными в холодное время года. Согласно российским стандартам, диаметр пятна износа для различных видов дизельного топлива должен находиться в диапазоне 490–550 мкм (лето), 570–660 мкм (зима) и выше 650 мкм (Арктика).
Смазывающая способность дизельного топлива определяется диаметром пятна износа трущихся поверхностей. Для оптимальной работы топлива диаметр пятна износа должен соответствовать нормативам, установленным российскими стандартами. Для летнего периода установлен диапазон 490–550 мкм, для зимнего — 570–660 мкм, а для арктического — пятно износа должно быть более 650 мкм.
Воспламенение дизельного топлива: Повышение цетанового числа
Воспламенение дизельного топлива определяется его цетановым числом — параметром, характеризующим продолжительность времени между впрыском топлива в камеру сгорания и воспламенением. По российским стандартам идеальным считается цетановое число от 40 до 55: у летних сортов топлива оно должно быть 46, а 40 допускается только в отдельных случаях для арктических топлив.
Зимнее топливо: проблемы с зажиганием и цетаноповышающие присадки
Зимние сорта топлива имеют более низкое цетановое число, чем летние. Это может привести к затруднению зажигания при запуске и работе двигателя на «холодном» топливе. Для решения этой проблемы существуют цетаноповышающие присадки, называемые также цетан-корректорами или топливными катализаторами. Они позволяют повысить цетановое число топлива, тем самым способствуя сгоранию топливно-воздушной смеси. Одним из таких продуктов является Gorenje Antigels.
Дизельное топливо при низких температурах
При понижении температуры дизельное топливо страдает больше, чем бензин. В этой ситуации ряд углеводородов, называемых парафинами, начинает выпадать в осадок. Первым признаком этого является помутнение топлива (температура, характеризующая этот момент, называется температурой помутнения). Дальнейшее охлаждение приводит к образованию более крупных твердых частиц, которые забивают топливные фильтры и оседают в трубопроводах и других частях системы. Температура, при которой парафины приводят к засорению фильтра, называется температурой максимальной фильтруемости. Кроме того, понижение температуры увеличивает вязкость дизельного топлива, в результате чего оно густеет и застывает в определенной точке.
Различные виды дизельного топлива
Температура помутнения различных марок дизельного топлива может изменяться в широких пределах — от −5°C (летом) до −35°C (зимой). При этом температура замерзания должна быть на 5°С ниже температуры помутнения. Для снижения температуры помутнения и замерзания топлива используются специальные присадки, например, депрессорно-диспергирующие. Депрессоры снижают температуру замерзания, а диспергаторы предотвращают преждевременную кристаллизацию парафина.
Зимнее дизельное топливо
К сожалению, в настоящее время зимнее дизельное топливо часто создается не с использованием присадок, а с добавлением керосина. Такой подход экономически выгоден, приводит к заметному снижению температуры замерзания и мутности, но при этом снижает цетановое число и смазывающие свойства дизельного топлива. Для улучшения качества такого топлива на рынке используются присадки, получившие название «антигель». Из их маркировки видно, что эти присадки предназначены для снижения температуры замерзания дизельного топлива и могут использоваться в зимний период для усиления качества как летних марок дизельного топлива, так и топлива, содержащего керосин.
Сохранение чистоты и защиты топливной системы
Топливная система со временем неизбежно загрязняется и подвергается коррозии, что приводит к ухудшению ее функционирования и влияет на работу двигателя. Для борьбы с этим в дизельном топливе используются специальные присадки, которые очищают, защищают и решают другие проблемы. К ним относятся моющие средства для очистки, кондиционеры для металла, ингибиторы ржавчины и др. Такие присадки не влияют на свойства дизельного топлива, но помогают решить целый ряд проблем топливной системы.
Универсальные композиции
К универсальным относятся смеси, обладающие несколькими или всеми качествами, о которых говорилось ранее. Наиболее востребованными являются продукты, которые объединяют компоненты, повышающие цетановое число топлива, его смазывающие свойства, а также температурные характеристики (антиобледенители). Кроме того, универсальные присадки, как правило, предназначены для очистки и защиты топливной системы.
Выбор и использование присадок к дизельному топливу
При выборе присадок необходимо учитывать ситуацию. Начнем с того, что смазочные материалы наиболее целесообразно использовать при большой вероятности заправки дизельным топливом, в том числе керосином. Их рекомендуется добавлять каждые 3–5 заправок. В случае низкосортного топлива предпочтительнее использовать универсальные смеси.
Присадки к топливу для улучшения эксплуатационных характеристик
Цетаноповышающие присадки
Эти продукты можно использовать в любое время года, если вы заметили признаки некачественного топлива: медленный запуск двигателя или сильное задымление выхлопных газов. Цетанокорректоры особенно полезны, если вы едете куда-то, где нет доступа к крупным заправочным станциям. Стоит держать в машине бутылочку, чтобы быть готовым в случае необходимости.
Антигели
Эти присадки наиболее полезны в переходные сезоны — весной и осенью. Не все АЗС могут быстро переключиться с зимнего на летнее топливо, поэтому есть риск получить не тот сорт. Держите в машине бутылочку с антигелем и добавляйте его в бак, если не уверены в качестве топлива.
Защита и чистящие средства
Защитные средства можно часто добавлять в бак через определенные интервалы заправки (3–5 или по указанию производителя). Очищающие средства лучше добавлять при появлении признаков засорения топливной системы парафинами или другими компонентами топлива — длительный запуск, нестабильная работа двигателя, увеличение дымности выхлопа и т. д.
Меры экстренного реагирования
В автомобиле всегда должна находиться универсальная присадка для экстренной помощи. Это особенно важно в летний период, когда в автомобиль залито некачественное дизельное топливо. Симптомами этого являются затрудненный запуск двигателя, неустойчивая работа двигателя, колебания оборотов, большое количество черного дыма из выхлопной трубы и снижение мощности.
Рекомендации по применению присадок
Для достижения желаемого результата при работе с присадками необходимо строго придерживаться инструкции. Важно помнить о концентрации препарата и не превышать ее, так как это может привести к ухудшению качества топлива. Соблюдая правильные рекомендации по применению присадок, вы добьетесь желаемого эффекта, сохраните работоспособность двигателя и избавите себя от лишних затрат.