Не стоит рисковать, заправляясь некачественным дизельным топливом, но это все же может случиться. Как восстановить работу дизельного двигателя, если в него было залито некачественное топливо? Вы поймете, что это произошло, если увидите дым из выхлопной трубы, недостаток мощности и двигатель не заводится. Для появления этих признаков может потребоваться некоторое время, так как двигатель некоторое время будет работать на остатках топлива из предыдущего бака. Что делать в таком случае?
Обслуживание топлива
Хотя не всегда есть возможность слить, промыть и очистить топливо, все же существуют способы его обслуживания. В 99% случаев топливо могло быть «недолито» производителями. Для борьбы с этим можно использовать различные бутылки, имеющиеся на полке. Низкого цетанового числа, низкой смазывающей способности и плохих низкотемпературных свойств можно избежать, используя солярку. Низкие пусковые характеристики, дымность и «тупость» могут быть вызваны многими факторами, например, превращением летнего дизельного топлива в зимнее путем добавления керосина.
Поэтому можно взять «по паре на каждую тварь» и использовать цетан-корректоры, смазывающие присадки, антигели и универсальные составы. Последние можно назвать топливными корректорами, которые содержат все необходимые радости в одном флаконе.
Разнообразие продуктов
Для поставки композиций были выбраны различные компании из числа известных брендов. К ним относятся:
- Цетан-корректоры: Российский препарат BBF и американский Cetane Plus SMT2
- Смазочные присадки: «ТОТЕК для ЕВРО-4» (наш) и французский «Энергия-3000»
- Антигели: Американский антигель Hi-Gear Diesel Antigel и российский «Антигель Астрохим дизель»
- Комплексные универсальные препараты: немецкая Liqui Moly — Super Diesel Additive и европейская Castrol TDA
Дизельное топливо: деликатный вопрос
Дизельное топливо гораздо более чувствительно, чем его бензиновый собрат. Впрыск, испарение и сгорание происходят внутри цилиндра, что дает двигателю мало времени на адаптацию. Даже незначительные изменения параметров бензина (таких как октановое число, состав, содержание углеводородов и кислорода) могут оказать существенное влияние на дизельное топливо (ДТ).
Недавнее исследование дизельного топлива на крупных АЗС в одном из северных городов показало, что цетановое число — важнейший показатель качества топлива — варьируется от 46 до 55 единиц, что составляет поразительную разницу в 20%! Кроме того, температура дистилляции 95% образцов варьировалась от 290 до 360°С. При более высокой температуре перегонки топливо труднее испаряется, а при более низком цетановом числе трудно воспламеняется — отсюда и дым, и трудности с запуском двигателя.
Несмотря на разные свойства…
…они все равно считаются цветами. Даже при тестировании «суперзаправок» содержание серы варьировалось от менее 7 частей на миллион до огромных 4 000 частей на миллион и более! Индекс смазывающей способности, известный как диаметр пятна износа, варьировался от 245 до 460 мкм. И что самое невероятное — все это дизельное топливо было кондиционировано! Такова сложность наших ГОСТов и других нормативных документов.
Некондиционное топливо
Сначала мы брали кондиционное топливо, но только за рамками наших вольных правил. Теперь пришло время его доработать — смешать с изрядной долей керосина. В результате цетановое число снизилось до 41, а смазывающая способность — лишь до 402 мкм (что, кстати, соответствует требованиям стандартов). Холоднопогодные свойства летнего дизельного топлива после добавления керосина несколько улучшились, но до зимнего дизельного топлива ему было еще далеко. Температура фильтруемости составила −9°С, а застывания −25°С. А теперь давайте откупорим бутылки!
Универсальные корректоры против специализированных препаратов
Сводные таблицы показывают, что специализированные препараты гораздо эффективнее выполняют заявленные функции. Цетановые корректоры повышают цетановое число, смазывающие присадки улучшают смазывающую способность, а антигели улучшают низкотемпературные свойства.
Универсальные корректоры не могут сравниться по эффективности со специализированными препаратами, особенно если речь идет о смазывающих свойствах. Например, «ТОТЕК для ЕВРО-4» и Liqui Moly наглядно демонстрируют разницу в эффективности. То же самое можно сказать о низкотемпературных свойствах и цетановом числе.
В конечном итоге универсальные корректоры менее эффективны, чем специализированные препараты, но при этом они гораздо удобнее, так как нужно возить с собой всего один флакон, а не три. Поэтому «универсалы», может быть, и не так мощны, как «специалисты», но они более практичны.
Иной взгляд на испытательные пробирки и мензурки
Что скажет сам двигатель о пробирках и мензурках? Модификации топлива Castrol TDA и Liqui Moly получили положительную реакцию в виде снижения расхода топлива и уменьшения дыма. Дым — это довольно хороший индикатор того, что процедура смешивания улучшилась.
Однако «Энергия-3000» и антигели не принесли особых результатов в работе двигателя. Впрочем, это неудивительно, ведь эти продукты не гарантируют существенных улучшений — они призваны решить лишь одну проблему. Так что все справедливо.
Обеспечение успеха отечественной автохимии
Приятно отметить достижения отечественной автохимии. «ТОТЕК для ЕВРО-4» повысил смазывающую способность и вспомнил о топливной экономичности с экологией, сработав даже лучше именитых «немцев-англичан»! Итак, все зависит от условий. Летом стоит держать дома емкость с общим топливным корректором и использовать его в случае необходимости — когда двигатель после заправки начал вести себя странно. Зимой ситуация более запутанная! Качество топлива в холодный период года оказывает гораздо более выраженное влияние как на запуск дизельного мотора, так и на его ресурс. Поэтому мы добавляем в бардачок выраженную смазывающую добавку, которая позволяет компенсировать проблемы, связанные с «керосиновым» способом получения зимнего топлива, и применяем ее через каждые 3–5 заправок. Антигели необходимы в переходный период: осенью и в начале зимы. Бывают случаи, когда при устойчивом минусе на улице еще продаются остатки летнего топлива! И мы заливали антигель в бак при каждой заправке на неизвестных и подозрительных АЗС. Хуже они, конечно, не сделают, но от «прихватизации» топливной системы в морозную ночь спасти могут.
Цетановая присадка необходима в течение всего года при дальних перевозках
Мы не наблюдали проблем с цетановым числом вблизи крупных городов, однако за пределами МКАД это может быть проблематично. Свои замечания по результатам применения различных решений мы свели в таблицы. Мы не ставили канистры рядом, так как они все разные, и сравнивать их эффективность было бы неразумно. Мы наблюдали не за формулами, а за способностью конкретных стратегий экономить топливо. Какие решения принимать — решать вам.