Неэтилированный и этилированный бензин

На работе, просматривая некоторые документы, я заинтересовался термином «неэтилированный бензин». Мне захотелось узнать, чем он отличается и на чем именно работает. Мы привыкли слышать такие названия, как Аи-92, Экто, ДТ и другие. Многие нынешние владельцы автомобилей могут прочитать в руководстве по эксплуатации, что разрешен исключительно неэтилированный бензин и, наоборот, этилированный запрещен. Несмотря на то, что по сути это одно и то же, не все знают, почему и как их различать.

Переработка нефти — способы повышения октанового числа

Производство бензина путем переработки нефти не является идеальным — при этом получается смесь с октановым числом 56–60. Это намного ниже стандартного 92-го бензина. Чтобы сделать топливо пригодным для автомобилей, производителю необходимо повысить октановое число.

Это можно сделать двумя способами: первый — опасный и уже не используется, второй — более экологичный. Именно второй вариант и является ответом на нашу потребность в соответствующем топливе.

Этилированный бензин

Этилированный бензин является продуктом добавления в топливо определенных присадок и наиболее эффективным способом его получения. Основной компонент — тетраэтилсвинец — добавляется в топливо, образующееся в процессе дистилляции, и значительно улучшает его качество, однако уже около двух десятилетий его использование запрещено. Несмотря на то, что он дает отличную смесь, он также очень токсичен, так как летучий свинец, содержащийся в его выхлопных газах, может привести к раку при вдыхании. Кроме того, использование этилированного бензина может привести к неисправности нейтрализатора отработавших газов, которым оснащено большинство автомобилей. Нейтрализатор и датчик «барашек», контролирующий уровень кислорода в выхлопных газах, могут выйти из строя уже после одной заправки, что может привести к поломке иностранного автомобиля. Поскольку многие импортные автомобили не работают или работают плохо с поврежденным нейтрализатором, этилированный бензин запрещен.

Неэтилированный бензин

Неэтилированный бензин — это топливо, получаемое путем смешивания других присадок, менее эффективных, но более экологичных (в них нет свинца). Конкретной присадки не существует, их может быть несколько десятков, это зависит от производителя топлива. Для повышения октанового числа в топливо можно добавлять спирты и эфиры. Такие присадки не так эффективны, как этилированные, но они очень экологичны и не содержат свинца, что очень хорошо. На таком топливе катализатор автомобиля прослужит тысячи километров.

Неэтилированный бензин: Без тетраэтилсвинца

Неэтилированный бензин не содержит тетраэтилсвинца (ТЭЛ) и обычно изготавливается на основе спирта или специальных присадок. В СССР основным этилированным топливом был 93-й бензин, однако около двух десятилетий назад он был запрещен. В настоящее время в России используется только неэтилированный бензин.

Происхождение этилированного топлива

Начало истории этилированного топлива очень интересно.

Бензин на свинцовом топливе

С начала 1900-х годов, когда развивалась автомобильная промышленность, вопрос о сгорании топлива в двигателях внутреннего сгорания стоял достаточно остро. Ведь первоначально полученное топливо в результате первичной переработки имело низкое октановое число — показатель степени давления, необходимого для детонации. Обычно это число составляло около 60, в то время как для большинства двигателей требуется не менее 80 или 92. Поскольку вторичная переработка, позволяющая повысить октановое число, была сложной и дорогостоящей, производители стали искать более дешевые варианты повышения детонации.

В 1920-х годах компания General Motors обнаружила, что может повышать октановое число, добавляя в бензин этиловые примеси, такие как тетраэтилсвинец. Вскоре они открыли собственный завод по производству этилированного топлива, которое было дешевле обычного бензина, но при этом более опасным, хотя эта информация долгое время держалась в секрете.

Внешний вид этилированного и неэтилированного бензина

Появление на американском рынке этилированного и неэтилированного бензина было встречено значительной разницей в цене, однако информация о его потенциальном вреде была скрыта. Это позволило ему стать все более популярным и в конечном итоге вытеснить неэтилированный аналог. Добавление в процессе производства тетраэтилсвинца, который, как было известно, наносит вред здоровью человека, замалчивалось в угоду многомиллионным прибылям. Сообщения об отравлении парами на заводах, где производился бензин, не предавались огласке, а расценивались как аварии на химическом производстве.

Влияние этилированного топлива на окружающую среду и человека

В начале XX века этилированное топливо не рассматривалось как проблема. Потребовалось два десятилетия, чтобы ситуация изменилась, когда было окончательно установлено его негативное влияние на окружающую среду и человека.

Запрет в Америке

Хотя Америке потребовалось около 30–40 лет, чтобы полностью прекратить производство этилированного топлива, уже в начале 80-х годов оно было запрещено для двигателей. К концу того же десятилетия оно полностью исчезло с автозаправочных станций.

Европа и Россия

В Европе использование этилированного топлива запрещено с 2000 года. В России аналогичное правило было введено только в 2002 году.

Бензин