Дебют автомобильной марки «Москвич» состоялся 23 ноября 2022 г. с началом серийного производства автомобилей «Москвич» на бывшем заводе Renault в Москве. Первой моделью завода стал кроссовер, получивший название «Москвич-3», начало продаж которого ожидается в декабре 2022 года. Завод КИМ — это проект массового автомобиля.
Рождение ГАЗа
В 1929 году между Советским Союзом и американской компанией Ford Motor Company было заключено соглашение о строительстве в Нижнем Новгороде автомобильного завода, который впоследствии получил название Горьковский автомобильный завод (ГАЗ). До его запуска в Нижнем Новгороде действовали два автосборочных предприятия — Государственный завод № 1 (впоследствии Горьковский автобусный завод, ныне — Завод аппаратуры связи им. Попова) и Государственный завод № 2 в Москве, начали сборку грузовых автомобилей из машинокомплектов. Основное предприятие располагалось на Остаповском шоссе (ныне Волгоградский проспект) рядом с Московской окружной железной дорогой. В 1930-е годы оно занималось сборкой легковых автомобилей ГАЗ-А и грузовиков ГАЗ-АА сначала из американских, а затем из советских комплектующих.
Завод претерпевает изменения в 1939 году
В 1939 г. завод был переименован из ГАС в «Государственный автосборочный завод имени Коммунистического Интернационала Молодежи» (КИМ). Субкомпактный автомобиль КИМ-10 был создан как копия американского автомобиля Ford Prefect, кузов которого был полностью металлическим и в значительной степени самонесущим. До начала войны было изготовлено около 300 автомобилей, выпуск которых планировалось начать 1 августа 1941 года.
Эвакуация и новый старт
Вскоре после начала Великой Отечественной войны завод КИМ был перебазирован в Свердловск, где началось производство легких танков Т-60 и Т-70. В мае 1945 г. Совет Народных Комиссаров принял постановление о завершении строительства автомобильного завода по выпуску малолитражных автомобилей на базе КИМа, получившего название ЗМА (впоследствии переименованное в МЗМА).
Приказ Сталина
Вначале планировалось начать производство КИМ-10. Тем не менее, в августе 1945 года, как сообщается, по личному указанию Иосифа Сталина, было принято решение о производстве клонов немецкого автомобиля Opel Kadett K38, выпускавшегося в 1937–1940 годах. Некоторые исследователи считают, что документы и материалы для производства этих автомобилей были вывезены из захваченных районов Германии. С другой стороны, некоторые источники утверждают, что автомобиль был разработан с нуля, с использованием имеющихся образцов и пресс-форм.
Москвич-400
Первая модель культового семейства «Кадет» получила название «Москвич-400» и начала выпускаться в 46-м году. Это был 5-местный седан с передним расположением двигателя и задним приводом. Он оснащался 4-цилиндровым двигателем М-400 мощностью 23 л. с. Его конструкция также породила кабриолет, фургон и пикап. Более мощная версия — «Москвич-401» — была выпущена в 54-м году с двигателем мощностью 26 л. с. Всего было выпущено около 234 тыс. «Москвичей» первого поколения, что сделало их первыми в СССР автомобилями, предназначенными для личного пользования.
Второе и третье поколение москвичей
Создание второго поколения «Москвичей» происходило в 1956–1965 гг. на МЗМА. В это новое поколение вошли модели 402, 403, 407 и их производные. Несмотря на изменение формы кузова (от понтонного типа) и эстетики (более близкой к автомобилю ГАЗ-21 «Волга»), конструкция была аналогична первому поколению. Всего было выпущено более 553 000 «Москвичей» второго поколения.
История участия российских автомобилей в международных ралли
История российских автомобилей, участвующих в международных ралли, началась в 1964 году с автомобиля «Москвич-407». Затем последовало производство третьего поколения «Москвича» — «Москвич-408», «Москвич-412», «Москвич-2140» и родственных им автомобилей, имевших более современный дизайн.
В 1968 году предприятие было переименовано в «Автомобильный завод имени Ленинского комсомола» (АЗЛК). Кроме того, в 1967 году выпуск автомобиля «Москвич-412» был налажен Ижевским автомобильным заводом, предприятием Министерства обороны СССР, который со временем стал отдельной маркой.
Кроме того, сборка «Москвичей» из советских машинокомплектов осуществлялась также в Болгарии (на заводе «Балкан» в г. Ловеч) и Бельгии (на совместном предприятии «Скалдия-Волга» в Брюсселе). Всего было выпущено более 3,2 млн. экземпляров третьего поколения, причем в отдельные годы более половины из них отправлялось на экспорт.
Четвертое поколение и закрытие
В 1986 г. АЗЛК (впоследствии получивший название ОАО «Москвич») начал выпуск переднеприводного автомобиля «Москвич-2141» с базовым кузовом хэтчбек. Эти автомобили продавались и за рубежом под маркой «Алеко», оснащаясь технически устаревшими двигателями Волжского автомобильного завода (ВАЗ).
К началу 1990-х годов на производстве негативно сказалось сокращение государственного финансирования. Выпуск модернизированных версий («Князь Владимир», «Иван Калита», «Святогор») и установка более мощных французских двигателей Renault, которые были слишком дороги после дефолта 1998 года, не улучшили ситуацию.
В 2002 году был остановлен главный конвейер АЗЛК
4 марта 2002 года главный конвейер АЗЛК был остановлен, что привело к закрытию предприятия. Спустя десять лет предприятие было ликвидировано в рамках процедуры банкротства. Всего АЗЛК выпустил около 716 тыс. автомобилей четвертого поколения.
Переход к новому автомобильному заводу
На месте бывшего АЗЛК появился новый автомобильный завод Renault и технополис «Москва». В 2016 году компания «Рено Россия» зарегистрировала в Роспатенте товарные знаки «АЗЛК», «Москвич» и «Москвич» с логотипами. Эти товарные знаки будут действовать до 2025 года.
Мэр Москвы объявил, что завод Renault переходит в собственность города
16 мая 2022 годагода мэр Москвы Сергей Собянин объявил, что московский автозавод Renault переходит в собственность города и на нем будет возобновлен выпуск легковых автомобилей под маркой «Москвич». В качестве основного технологического союзника предприятия был выбран КАМАЗ. 23 ноября 2022 годана заводе началась крупноузловая сборка автомобилей. До конца года предполагается собрать 600 автомобилей (из них 400 электрических). В2024году параллельно с крупноузловой сборкой начнется мелкоузловая. Как заявлено в материалах, представленных на заводе, в2024году на автомобилях начнется использование аккумуляторов собственного производства, а в2025году москвичи смогут получить электродвигатель, аккумулятор и бортовое зарядное устройство собственного производства в Москве.