Марка «ГАЗ», выпускаемая Горьковским автомобильным заводом, имеет долгую и влиятельную историю. В настоящее время они являются одними из ведущих поставщиков грузовых автомобилей, минивэнов, двигателей и специализированной техники. Кроме того, выпускаются легковые автомобили.
ГАЗ: исторический путь
Марка «ГАЗ» оказала большое влияние на автомобильный мир. Начав свою деятельность на Горьковском автомобильном заводе, они стали ведущей силой на рынке тяжелых грузовиков, микроавтобусов, двигателей и специализированной техники. Кроме того, под этой маркой выпускаются различные пассажирские автомобили.
Ford и СССР заключили соглашение
В 1932 г. Ford Motor Company и Высший экономический совет Советского Союза заключили соглашение. Это было соглашение об оказании СССР технической поддержки в производстве грузовых и пассажирских автомобилей. В качестве «доноров» были выбраны две модели: Ford-AA и Ford A.
Нижегородский автомобильный завод
1 января того же года открылся Нижегородский автомобильный завод, которому было присвоено имя В. М. Молотова. Молотова. Уже через месяц был выпущен первый грузовик ГАЗ АА. К декабрю модельный ряд пополнился пятиместным легковым автомобилем А.
Начало легенды: 1932–1936
В 1933 году на автомобильном заводе ГАЗ (Нижний Новгород) был выпущен первый автобус, получивший название ГАЗ-03–30. Он вмещал до 17 пассажиров, имел деревянный каркас, усиленный деревометаллической обшивкой. Несмотря на хрупкую конструкцию, он стал самым массовым автобусом как довоенного, так и послевоенного времени.
100-тысячный рубеж
Успех Горьковского автомобильного завода был подкреплен выпуском 100-тысячного автомобиля ГАЗ-А через два года после его запуска. Музей истории ГАЗа определил этот знаменательный день как 17 апреля 1935 года. В соответствии с соглашением с США, последние должны были оказывать поддержку отечественному предприятию в течение пяти лет. Это включало в себя передачу документации на модель 1933 года, которая не подходила для СССР. Впоследствии в конструкцию были внесены изменения: вместо поперечных рессор были установлены две пары продольных, а мощность 4-цилиндрового двигателя была увеличена на 50 л. с.
Четырехдверный седан ГАЗ-М-1
Четырехдверный седан ГАЗ-М-1 в народе ласково называли «Эмкой». Это был самый популярный тип легкового автомобиля в довоенном государстве, и впоследствии на его основе было создано несколько модификаций. В том числе фаэтон с полным приводом и внедорожник с закрытым кузовом типа седан.
Производство ГАЗ-64
С 1941 по 1943 год Горьковский завод занимался производством военной техники, в том числе и танков. Имеются сведения о выпуске серии плавающих танков Т-38, которых было создано всего 35. После испытаний, включавших пробный выстрел, конструкция танков была усовершенствована, и новый прототип получил название «Танк Молотова». Несмотря на усовершенствование, осенью 1941 года проект был резко прекращен.
ГАЗ подвергается корректировке в связи с военным временем
Завод «ГАЗ», как и любой другой, был вынужден вносить изменения в свои планы в соответствии с требованиями войны. Основное внимание стало уделяться танкам. В октябре был запущен в производство Т-60, вскоре за ним последовал Т-70 (с усиленным бронированием). В декабре 1942 года был выпущен танк Т-80 с двухместной башней. Горьковский автомобильный завод выпускал также самоходные артиллерийские установки типа СУ-76 с двигателем ГАЗ, минометы и другие подобные изделия.
БА-64 — примечательный бронеавтомобиль
В 1942 году был выпущен бронеавтомобиль БА-64, конструктор которого В. А. Грачев получил Сталинскую премию. Грачев, его конструктор, был удостоен Сталинской премии. В следующем году в гамме ГАЗа появился военный легковой автомобиль ГАЗ-67Б, предназначенный для передвижения по бездорожью.
Бомбардировки ВВС
Завод неоднократно подвергался нападениям воюющих сторон, в результате чего большая часть территории предприятия была разрушена. Несмотря на это, более 35 тыс. человек работали круглосуточно, чтобы восстановить завод всего за 100 дней. К сожалению, из-за возросшего объема работ не удалось наладить выпуск автомобиля ГАЗ-ААА.
Награды
Героический труд рабочих был отмечен государством награждением орденами Отечественной войны I степени, Ленина и Красного Знамени.
Послевоенная необходимость привела к расширению
После окончания войны перед ГАЗом встал вопрос о выборе нового пути развития. Руководство остановилось на расширении модельного ряда, что привело к появлению в 1946 году автомобиля «Победа» М-20 ГАЗ. Позже был выпущен снегоход, а затем появился грузовик ГАЗ-51, способный перевозить до 2,5 т. ГАЗ-69 выпускался с 1952 по 1972 год.
ГАЗ-63 и ГАЗ-69: Заметный вклад в автомобильную промышленность
Через два года после появления ГАЗ-63 производитель выпустил ГАЗ-69, который получил прозвище «Рабочий». Он продавался с 1953 по 1956 год и в конечном итоге выпускался УАЗом.
Эта модель оказала значительное влияние на мировой автопром, ее модификации продавались в 56 стран. Румыния и Северная Корея даже получили документы на сборку собственных версий. Таким образом, ГАЗ-63 и ГАЗ-69 являются заметным вкладом в автомобильную промышленность.
Зимний выпуск: 1948–1960
В 1950-х годах был выпущен культовый седан ZIM с шестиместным салоном. При длине 5530 мм и колесной базе 3200 мм автомобиль был достаточно просторным, чтобы вместить партийных лидеров и номенклатуру. Поскольку это был предмет роскоши, обладать им могли лишь несколько привилегированных лиц. Это был первый в своем роде автомобиль с трехрядным расположением сидений и гидромеханической трансмиссией, обеспечивавшей плавное и легкое управление.
ГАЗ-21 Выпуск: 1956–1970
В середине 1950-х годов стало очевидно, что прежняя модель «Победа» себя изжила. Для решения этой проблемы была разработана «Волга» ГАЗ-21, прочно ставшая классикой для нескольких поколений. Волга ГАЗ была оснащена современным двигателем, отличительной особенностью которого стала клиновидная камера сгорания. Благодаря этому двигатель развивал мощность 70 л. с., позволяя автомобилю развивать максимальную скорость 130 км/ч. В дальнейшем «Волга» подвергалась целому ряду модификаций, выпускались модели для экспорта, ими оснащались и автопарки скорой помощи.
ГАЗ-13: 1959–1981 ГГ.
В 60-е годы ГАЗ выпустил новый автомобиль — ГАЗ-13 или «Чайку». Он имел 7 мест и дизайн, напоминающий американские автомобили. Из технических особенностей можно отметить V-образный двигатель с 8 цилиндрами мощностью рекордные 195 л. с., гидроусилитель руля, 4-камерный карбюратор, гидромеханическую коробку. Автомобиль имел такие нехарактерные для автомобилей того времени функции, как электрические стеклоподъемники, россыпь кнопок, омыватель лобового стекла, радиоприемник, противотуманные фары. Он выпускался в двух вариантах кузова — лимузин и кабриолет.
ГАЗ-2102 Производство: 1981–2009
В 1958 году Горьковский автомобильный завод под руководством И. И. Киселева за модели «Волга», «Чайка» и грузовой автомобиль ГАЗ-52 был удостоен Гран-при на Всемирной выставке в Брюсселе. С этого момента начинается 25-летняя деятельность Киселева на посту бессменного директора, в ходе которой он создал несколько специализированных заводов, превратив ГАЗ в одно из самых заметных производственных предприятий той эпохи.
Значительный шаг вперед
За годы его работы был сделан огромный шаг вперед. Было создано множество вариантов грузовых автомобилей, а затем с конвейера сошли культовые модели ГАЗ-52, 53А и 66. Примечательно, что 66-я модель выделялась среди других своими замечательными техническими характеристиками. В 1970 году был сделан огромный шаг вперед в динамике с выпуском ГАЗ-24. Его 98-сильный двигатель разгонял «Волгу» до максимальной скорости 140 км/ч. Кроме того, седан обладал вместительным багажником, салоном и удобными органами управления.
Модернизация ГАЗ-14 «Чайка»
В то же время руководство не перестает тратить средства на модернизацию ГАЗ-14 «Чайка», который к концу 1979 года выпустил свое 3-е поколение. Он сохраняет 7-местную компоновку, но приобретает новые технические атрибуты. V-образный 8-цилиндровый двигатель развивает мощность 220 л. с., позволяя развить максимальную скорость до 175 км/ч. Затем, в 1980 году, разрабатывается новый 4-цилиндровый двигатель — ЗМЗ-406, который станет основой автомобилей ГАЗ и УАЗ, со временем превратившись в ЗМЗ-409, используемый на современных автомобилях.
Переход ГАЗа на дизельное топливо
На ГАЗе наметился переход к центральному производству автомобилей с дизельным двигателем. Так, в 1984 году был выпущен автомобиль ГАЗ-4301, оснащенный дизельным двигателем и воздушной схемой охлаждения.
ГАЗ-3102: революция в советском автомобилестроении
Появление «Волги» с техническим идентификатором ГАЗ-3102 означало революцию в советском автомобилестроении. Она отличалась современным интерьером, прочным внешним дизайном, усовершенствованной приборной панелью и мощной тормозной системой. Эта модель на долгие годы стала официальным автомобилем всей советской номенклатуры.
Трансформация ГАЗа — 1992 — настоящее время
После распада Советского Союза Н. А. Пугин занял руководящую должность, которая в связи с изменением статуса организации была обозначена как «президент». В 1992 году «ГАЗ» получил статус акционерного общества, и его основным направлением стало производство легковых автомобилей. Для решения поставленных задач был выпущен автомобиль ГАЗ-31029 с модернизированной внешностью и измененной задней частью.
Грузовик Газель
Автомобиль «Газель» в его нынешнем виде был представлен в 1994 году. Со временем она стала «донором» для целого семейства моделей, не имеющих многочисленных аналогов в странах СНГ. В течение первых 11 лет выпуска эта модель была самой успешной. Однако ГАЗ не хотел расставаться с легендарной «Волгой», поэтому в 1997 году компания возобновила ее выпуск. Была получена лицензия от австрийской фирмы Steyr, которая позволяла выпускать дизельные двигатели для грузовых, легковых автомобилей и микроавтобусов.
Кардинальный поворот
В 2000 году произошел значительный переворот в истории автомобилей ГАЗ. Контрольный пакет акций вышел у «Базового элемента», а завод перешел к холдингу «РусПромАвто», который через пять лет провел ребрендинг и стал «Группой ГАЗ». Благодаря современной реорганизации управления было принято решение в основном сконцентрироваться на производстве коммерческих автомобилей, автомобилей Е-класса и двигателей ЗМЗ.
Группа ГАЗ стремится приобрести LDV Group
Группа ГАЗ» заявила о намерении приобрести английскую компанию LDV Group, производителя микроавтобусов Maxus. Однако сборка фургонов и микроавтобусов из британских комплектов особой выгоды не принесла, поэтому проект оказался недолговечным — с 2008 по 2009 год, без учета создания производства.
Попытка возрождения «Волги
В качестве попытки возрождения «Волги» в 2008 году на заводе DaimlerChrysler была выпущена модель Volga Cyber. Однако из-за низкого спроса на этот автомобиль он был снят с производства уже через два года. Кроме того, до этого, в 2006 году, был выпущен ГАЗ-31105, но и он был снят с производства в 2009 году.
2010: Точка революции
Именно 2010 год можно рассматривать как эпоху революции и нового начала. Именно тогда отечественный производитель совместно с корпорацией Daimler начал сборку Mercedes-Benz Sprinter. Вскоре после этого на рынке появилась комфортабельная, надежная и безопасная «Газель-Бизнес». Вскоре стало очевидно, что она обречена на успех, что привело к выпуску двигателя ЗМЗ, а затем и газобаллонного оборудования.
Volkswagen и General Motors объединяют усилия
В 2011 году General Motors и Volkswagen Group заключили альянс для создания нового поколения Chevrolet Aveo. После этого VW решил собирать на ГАЗе множество моделей — Yeti, Octavia, Jetta. Мощность этого производства составляла 110 тыс. автомобилей в год. В 2014 году на рынок среднеразмерных автомобилей пришло пятое поколение Газона Next, которое заняло свое место. Эта модель пришла на смену модели 3309. Она отличалась вместительным и эргономичным салоном, который в основном базировался на тех же элементах, что и у «Газели Next». В качестве силового агрегата покупатели могли выбрать турбодизель мощностью 153 л. с. и объемом 3,7 л или ЯМЗ-5344–20 российского производства объемом 4,4 л и мощностью 149 л. с. В настоящее время на российском рынке представлен широкий выбор автомобилей бизнес-класса, таких как популярный «Соболь 4×4», известный также как «Баргузин», с сопоставимыми двигателями.