Автомобильный бренд Chery

За последние 25 лет китайская автомобильная марка Chery Automobile, безусловно, прошла большой путь. Сегодня компания является одной из самых конкурентоспособных на российском автомобильном рынке, регулярно обновляя и расширяя свой материнский бренд. Кроме того, набирает обороты премиальная модель Exeed, а также готовятся к выводу на рынок нашей страны бренды Omoda и Jetour. В этой статье мы вспомним, с чего начиналась компания Chery, и узнаем, чем она занимается сейчас.

Chery — автомобильная компания

Chery — китайская государственная автомобилестроительная компания, расположенная в городе Уху (провинция Аньхой). Она была создана в 1997 году в связи с быстрой индустриализацией и ростом населения Китайской Народной Республики. Название компании, Qirui, в переводе на русский язык означает «особо одаренный» или «очень удачливый». В английском языке название Chery ассоциируется со словами «вишня» и «веселый». Изначально компания была создана для производства автомобильных двигателей и комплектующих, но со временем превратилась в полноценного автопроизводителя. Первый серийный автомобиль был выпущен в декабре 1999 г. — скандальный и многогранный лифтбек Fengyun, известный также как Fulwin, Windcloud, Flagcloud, A11, A168, Qiyun, Viana, Cowin 2, Chery Amulet, Vortex Corda в России.

Fengyun и его производные

Fengyun и его производные являются свободным воспроизведением испанского Seat Toledo первого поколения, созданного в конце 80-х — начале 90-х годов прошлого века.

К моменту разработки Chery этот автомобиль уже существовал в течение десяти лет. Простой дизайн от итальянского дизайнера Джорджетто Джуджаро и удачная компоновка с вместительным для компактного автомобиля салоном и большим багажником послужили отличной основой для нового китайского бюджетного автомобиля.

Как и Cowin 2, он оставался в производстве до 2016 года. Он выпускался бы и дольше, но спрос стал очень низким, а на китайском рынке появились более интересные варианты по той же цене.

Шокирующие краш-тесты Chery Amulet

С 2006 по 2008 год автомобиль Chery Amulet собирался на калининградском заводе «Автотор». В 2007 г. «Амулет» был подвергнут испытанию газетой «Авторевю», и результаты оказались тревожными. Многие отказались от покупки «Амулета» после теста. Несмотря на низкий рейтинг безопасности и плохую коррозионную стойкость, Chery Amulet пережил возрождение в России с 2010 по 2012 год. Он выпускался на ТагАЗе под названием Vortex Corda. Бренд Vortex был создан специально для России, и на заводе в Таганроге выпускались седан Estina (переименован в Chery Fora) и кроссовер Tingo (Chery Tiggo). Из трех ведущих моделей Vortex наименьшей популярностью пользовался лифтбек Corda — было очевидно, что эта модель не найдет успеха в России.

Самый большой успех Chery: Кроссовер Tiggo

Кроссовер Tiggo стал самым большим хитом компании Chery за последнее десятилетие. Он представлял собой подделку пятидверной версии Toyota RAV4. Этот «китайский Равик» пережил несколько модификаций и ребрендингов (Tiggo FL, Tiggo 3, Vortex Tingo). Для многих россиян это был первый доступный кроссовер, который, к сожалению, ушел с рынка в 2020 году, когда Chery перешла на другой технологический уровень.

Кроссоверы Chery выходят на рынок

В 2019 году на российском рынке появились два новых кроссовера Chery: субкомпактный Tiggo 4 и компактный Tiggo 7. Эти автомобили по своим потребительским качествам превосходят предыдущие модели китайской марки. Они не только хорошо выглядят и управляются, но и любые недостатки незначительны и легко упускаются из виду.

Впервые многие бывшие владельцы автомобилей корейских, японских и европейских марок стали пересаживаться на Chery. Этот всплеск продаж стал еще более впечатляющим после финансового кризиса 2014 года, который привел к резкому падению курса рубля. В 2021 году будет продано 37 118 автомобилей, в отличие от 18 139 в докризисном, благополучном 2014 году. Это значительный рост по сравнению с 2019 годом, когда было продано всего 6 358 автомобилей, и 2020 годом, когда было приобретено 11 452 единицы.

Chery запускает в России премиальный бренд Exeed

В 2020 году компания Chery вывела на российский рынок свой премиальный бренд Exeed (в Китае он присутствует с 2018 года). Первоначально он назывался Cheryexeed, но к концу лета прошлого года вернулся к оригинальному китайскому названию — Exeed. В настоящее время автомобили Exeed продаются через собственную дилерскую сеть, а также через российские потребительские сайты. В настоящее время компании Chery и Exeed являются самостоятельными предприятиями.

Спрос на китайскую роскошь в России

Спрос на китайскую роскошь в России растет, а геополитические события этого года только усилили его: на фоне бегства из страны иностранных премиальных брендов успешные граждане стали уделять больше внимания дорогим китайским товарам. В компании Chery заметили, что на стремительно сокращающемся российском рынке есть место для дополнительных китайских брендов. Бренд Omoda, специально созданный для российского рынка, должен появиться этой осенью как марка «высокого среднего класса», находящаяся где-то между Chery и Exeed. По слухам, вслед за ней появится молодежный бренд Jetour для России.

Jetour: Двухлетний успех в Китае

В 2018 году в китайском автопроме появился бренд Jetour, отличающийся молодостью и относительно низкими ценами. Он оказался успешным: в 2019 году было продано более 130 000 автомобилей, а в 2021 году — еще больше. Несмотря на это, компания Chery намерена добиваться большего и недавно объявила о ребрендинге Jetour.

Однако не все бренды Chery достигли такого же успеха. В 2009 году компания выпустила сразу три новых бренда: Karry, Rely и Riich. Однако их нечеткое позиционирование и разрозненность ресурсов привели к тому, что в 2012 г. Rely и Riich были закрыты, и осталась только Karry, которая в основном специализируется на недорогих грузовиках и микроавтобусах.

Qoros: Совместное предприятие Chery и Израиля

В 2007 г. было создано совместное предприятие Chery Automobile и израильского подразделения корпорации Kenon с целью создания автомобилей для европейского, китайского, а впоследствии и мирового рынков. Первоначально компания называлась CQAC (Chery Quantum Automotive Corporation), но в 2011 г. марка автомобиля и компания получили более гармоничное название: Qoros. Новый бренд начался с разработки семейства компактных автомобилей, дебют Qoros 3 состоялся на Женевском автосалоне 2013 года. Пресса и потенциальные покупатели были впечатлены проевропейским дизайном Qoros, а также его 5-звездочным рейтингом безопасности Euro NCAP. Однако автомобиль не оправдал других ожиданий.

Борьба Qoros в Европе

Компания Qoros не смогла быстро распространить свои дилерские центры в европейском регионе, в результате чего было продано всего несколько десятков автомобилей. Качество производства было невысоким, поскольку сборка осуществлялась в китайском городе Чанша. Показатели продаж были крайне низкими даже в самом Китае.

Chery стремится охватить бедную молодежь

В 2014 г. компания Chery создала дочернюю компанию Cowin Auto, которая ранее использовалась для выпуска моделей Chery. Это было сделано в попытке охватить более бедную молодежь провинциальных городов Китая.

Редизайн модельного ряда Cowin

Модельный ряд Cowin был несколько обновлен за счет новых моделей Chery, но они не привлекли покупателей. В результате в июле было объявлено о предстоящей реструктуризации марки Cowin. В результате изменений различия между моделями Chery станут более заметными.

Начиная с 2024 года, в модельном ряду появятся модели с полностью оригинальным дизайном от бельгийца Лоуи Вермерша, который раньше работал в ателье Pininfarina. Пока неясно, какое будущее ждет марку Cowin.

Совместное предприятие с британской компанией

В 2012 году компания Chery заключила партнерство с Jaguar Land Rover (принадлежит индийской компании Tata Motors), чтобы выпускать британские автомобили в Китае. Производство началось два года спустя. Несмотря на то, что Chery не принимает никакого участия в повседневной деятельности совместного предприятия, сотрудничество с престижным брендом положительно сказалось на имидже компании.

Chery и американский рынок

В 2007 году китайский автопроизводитель Chery попытался выйти на американский рынок через партнерство с Chrysler, рассчитывая предлагать под маркой Dodge недорогие субкомпакты Chery A1/Kimo. Однако эта идея была быстро отложена — предположительно из-за низкого качества китайских автомобилей.

В 2019 году калифорнийская компания HAAH Automotive Holdings попыталась вывести автомобили Chery на американский рынок, предложив производить и продавать премиальные модели Exeed под брендом Vantas, а более «распространенные» кроссоверы Chery — под брендом T-GO. К сожалению, этот проект был вскоре заброшен — официально из-за пандемии COVID-19, неофициально — из-за слишком безрассудного руководства HAAH.

Однако в этом году автомобили Chery стали поставляться в Мексику — географически это все еще Северная Америка, где китайские автомобили продаются под маркой Chirey.

Chery, четвертый по величине производитель электромобилей в Китае

Несмотря на отсутствие высокотехнологичных электромобилей, способных конкурировать с Tesla по мощности и дальности хода, компания Chery занимает достойную долю в 4,8% китайского рынка электромобилей, что делает ее четвертым по величине производителем электромобилей в стране после BYD (26,9%), SAIC (13,4%) и Tesla (8,3%). Этот успех во многом объясняется выпуском двух небольших и доступных электромобилей — eQ1 (в первой половине 2022 года в Китае было продано 46 914 единиц) и QQ Ice Cream (в прошлом году было продано 54 097 единиц).

Chery и Россия

После распада ТагАЗа компания Chery начала выпускать автомобили на черкесском заводе «Дервейс». После его закрытия производство на короткое время переместилось на калининградский «Автотор». Несмотря на многочисленные разговоры о создании завода Chery в России, этого пока не произошло и не предвидится. В августе этот вопрос был поднят вновь, но поскольку у Chery все хорошо с экспортом из Китая, необходимости в локализации производства в России пока нет.

Автомобили