Автомобиль содержит элементы, необязательные для функционирования двигателя, но снижающие уровень вредных выбросов. Популярный пример — каталитический нейтрализатор. Другой такой деталью является адсорбер, предназначенный для предотвращения попадания топливных паров в окружающую среду.
Адсорбер или Абсорбер?
Рассмотрим понятие абсорбции. Абсорбция — это поглощение чего-либо всем объёмом вещества. Примером такого процесса может служить губка, поглощающая воду.
Адсорбция по-другому — это осаждение вещества на поверхности и дальнейшее использование его. Так происходит, например, в автомобиле.
Почему нужен адсорбер?
В жаркое время многие замечают неприятный запах бензина от машин с повышенной температурой. Это происходит из-за испарения паров бензина из топливного бака. Такой расход нежелателен и противоречит экологическим нормам. Но закрыть бак слишком плотно нельзя, поскольку при расходе бензина нужно замещать воздух. Тут на помощь приходит адсорбер — элемент, который не позволяет парам выйти наружу.
Работа адсорбера
Адсорбер состоит из сепаратора, основной емкости с адсорбирующим веществом, вентиляционного и электромагнитного клапанов. Что происходит во время его работы? Пары бензина из бака поднимаются вверх на неработающий двигатель. Там они попадают в сепаратор, где конденсируются, т. е. отделяются от воздуха и стекают обратно в виде бензина. Однако часть паров все же проходит через сепаратор и через вентиляционную трубку попадает в адсорбер. Внутри его корпуса находятся крупные гранулы активированного угля, которые улавливают пары бензина, не давая им попасть в атмосферу.
Цикл работы Адсорбера
Когда двигатель запускается, клапан адсорбера открывается и воздух из магистрали вытесняет пары. Воздух используется для создания топливо-воздушной смеси, но не выбрасывается. Это приводит к некоторой экономии бензина, но несущественной.
Зачем нужен Адсорбер?
Адсорбер необходим для регулирования состава топливо-воздушной смеси и для очистки топлива от паров и других примесей. Таким образом, система улавливания позволяет рационально использовать топливо и защищает автомобильный двигатель.
Продувка адсорбера
После продувки основной фильтрующий элемент может быть возвращен в исходное состояние. После этого он снова готов к работе.
Возможные неисправности
Данная деталь имеет большой ресурс и редко выходит из строя. Мы разобрались с назначением адсорбера в автомобиле, выявилась его несложная конструкция. Таким образом, возможностей для возникновения поломок немного. Тем не менее в определенный момент все равно приходится заменять или ремонтировать эту деталь.
Неисправность адсорбера
Фильтрующий элемент адсорбера может засориться, что приводит к проблемам с клапанами. Это препятствует обычной очистке фильтрующего элемента, что затрудняет обнаружение неисправностей. Тем не менее, существуют определенные признаки, указывающие на неисправность адсорбера, такие как:
- Предупреждающие знаки
- Нестабильные обороты холостого хода
- Потеря мощности двигателя
- Увеличение расхода топлива
- Неправильные показания датчика уровня топлива
- Стук из-под капота (похож на стук клапанов)
Диагностика и ремонт адсорбера
Вполне вероятно, что причиной изменений в работе двигателя является засорение фильтрующего элемента. Восстановление этого элемента теоретически возможно как на станции технического обслуживания, так и в домашних условиях. Однако никаких гарантий дать нельзя, да и работа эта опасная.
Как проверить клапан адсорбера
Обследовать клапан адсорбера несложно. Вот что для этого нужно сделать:
-
Отсоедините электрическую клемму от клапана (отключите питание).
-
Отсоедините воздушные трубки.
-
Соедините фитинг трубки с входом и попробуйте продуть ее насосом.
-
Если продуть не удается, значит, клапан герметичен. Остается только проверить его работу.
Питание контактов
Для подачи питания на контакты используйте 12-вольтовую батарею или блок питания. При подаче питания должен раздаться щелчок. Если при повторной подаче воздуха через клапан он работает, это свидетельствует о том, что клапан работает правильно.
Помните, что открытием клапана руководит блок управления. Если сам клапан не показывает никаких проблем, возможно, проблема в цепи питания или в программном обеспечении.