Резервы производительности труда. Ищем и повышаем.

Недавно в СМИ появилось сообщение, что производительность труда в России имеет один из самых низких показателей по сравнению с другими странами. Что же, подобные рейтинги показывают, что резервы производительности труда в нашей стране поистине огромны и их обязательно нужно изыскивать.

Безусловно, российский опыт в оптимизации производительности труда тоже есть. Однако не везде можно его применять. Там, где отечественного опыта недостаточно, руководители часто склоняются к выбору японских и европейских оптимизационных технологий.

Повышение производительности труда может стать доступным ресурсом для быстрого и эффективного экономического роста в стране. Этот результат возможен в случае, когда в стране произойдет резкое повышение эффективности производства как минимум в два, а еще лучше в 3-4 раза (до уровня производительности труда в США). Большинство руководителей компаний признают, что внешние резервы для повышения эффективности работы в кризис не столь эффективны, поэтому источники дополнительного дохода и экономии компаниям необходимо искать внутри организации.

Благодаря оптимизации внутренних источников некоторые предприятия сумели на четверть снизить потери ресурсов и уменьшить себестоимость производимой продукции на 10%. Но, чтобы приблизиться к подобным показателям, необходимо найти резервы, нуждающиеся в оптимизации.

Теперь обсудим, какие потери могут быть на предприятии:

  • перепроизводство товара;
  • транспортировка продукции;
  • запасы продукции;
  • дефекты продукции;
  • излишняя обработка, не оправдывающая себя;
  • излишние движения;
  • ожидания и простои.

Любая из этих потерь повышает затраты на производство продукции, но при этом не повышает ее ценность для потребителя. Например, затраты организации на дополнительное хранение и дорогую упаковку продукции не дают конечному потребителю никаких новых преимуществ при пользовании товаром или его потреблении.

Обратите внимание на те этапы производства, где происходит потеря денег — это как раз те направления, которые необходимо оптимизировать. Если их правильно отработать, эффективность предприятия повысится, а это поможет выиграть в конкурентной борьбе. Чтобы выявить слабые места, в организации в течение нескольких дней проводится внутренний аудит.

Внутренний аудит производительности труда проводит производственный директор или руководитель отдела кадров. Для подготовки к проверке необходимо собрать следующую информацию:

  • найти и изучить схему территории, на которой ведется производство;
  • изучить технологию и этапы производства;
  • составить план работы по оценке производительности;
  • согласовать даты и время аудита;
  • найти консультанта по производственному процессу, который мог бы вас сопровождать в течение всей проверки;
  • пройти инструктаж по технике безопасности.

После того, как вы собрали всю необходимую информацию о производстве, начинайте внутренний аудит:

  • обойдите все участки производственного процесса согласно производственному потоку;
  • измерьте продолжительность этапов производства и выполнения операций по времени;
  • записывайте длительность, место простоя, бездействия, а также ожидания сотрудниками распоряжений руководства;
  • фиксируйте простои сотрудников между производственными операциями;
  • фиксируйте лишние операции, которые вынуждены выполнять работники в связи с неэффективной организацией рабочих мест;
  • фиксируйте этапы производства, на которых бывает много брака, а также записывайте, что является причиной брака продукции;
  • обращайте внимание на те места производственного потока, которые работают на пределе своей мощности, но все равно не могут дать нужное количество изделий, а также на те этапы производства, которые имеют минимальную загрузку;
  • фиксируйте время и место простоя оборудования, а также причины, вызвавшие простой.

По результатам аудита проведите мозговой штурм и придумайте варианты для оптимизации производительности труда и решения производственных проблем. После чего оцените возможную прибыль от каждого возможного решения, а также затраты на его реализацию. На обсуждение предложений пригласите производственных экспертов и выслушайте их авторитетное мнение.  В итоге, выбирайте те предложения и решения, которые в краткосрочной перспективе (3-6 месяцев) могут дать большую прибыль с минимальными затратами.

Рубрика: Руководителю                                    Главная страница

Leave a Comment

Добавить комментарий Отменить ответ