Как в России принято платить сотрудникам компаний за инновационные идеи?
Наш президент в своем послании Федеральному собранию во всеуслышание заявил, что нужно поднимать экономику страны, создавая новые продукты и рабочие места с помощью инноваций. А кто же должен придумывать новые идеи и запускать инновации? Получается, что мы с вами, работники обычных предприятий и организаций.
Только как же заставить персонал организации проявлять инициативу и предлагать инновационные идеи, если мы все уже привыкли к тому, что инициатива на наших российских предприятиях наказуема? И вообще, как в нашей стране принято платить персоналу компаний за предложенные инновационные идеи и принято ли вообще платить? Об этом и поговорим.
Компенсация за инновационные идеи
Конечно же, любой сотрудник организации хочет получить достойную компенсацию за поиск новых идей, иначе зачем ему вообще что-либо предлагать? Один раз предложит идею, руководство ее рассмотрит и примет ничего не выплачивая автору (как-то не принято у нас), или выдаст за свою, и работник все равно ничего не получит. Второй раз… И как вы думаете, сколько рационализаторских предложений еще сгенерирует специалист? Скорее всего, на этом его инициатива закончится.
Руководство малых предприятий в России привыкло пользоваться интеллектуальным потенциалом работников бесплатно, считая, что «и так платят достаточно» или «все сотрудники и так недостаточно работают».
Пока российские компании все продолжают задумываться о том, платить или нет своим сотрудникам за инновационные предложения, иностранные компании уже давно решили, что платить нужно. Они скорее озабочены тем, как и когда платить, поощрять ли индивидуальные предложения или коллективные (проектные).
Инновационные IT-компании в США занимаются активным стимулированием своих работников в области инновационных предложений и считают этот источник предложений самым мощным и результативным.
Это связано с тем, что именно сотрудники, непосредственно связанные с производственным процессом, точно знают, какие изменения для улучшения этого процесса необходимы, и сами заинтересованы в увеличении производительности собственного труда, а значит и в большей зарплате. Помимо этого, поощряя персонал сообщать о необходимости улучшения каких-то частей производственного процесса, руководство заранее получает информацию о возможных проблемах производственного цикла из первых рук и имеет время для решения этих проблем.
К примеру, канадские топ-менеджеры уверены, что индивидуальные бонусы и премии за инновационные предложения не так эффективны, как командные. Именно творческий командный подход по выработке инновационных идей дает наибольшее увеличение прибыли и производительности труда в компании. Ставя в приоритет работу в команде, канадцы поощряют совместную работу и дух сотрудничества в организации. Кстати, стимулом для инновационной деятельности работников канадцы считают также корпоративное обучение и льготы.
К сожалению у нас в России механизм передачи инновационных идей от специалистов к высшему менеджменту на большинстве предприятий не имеют четкой налаженной схемы, их никто не собирает, не фиксирует и не хранит.
Часто руководители среднего звена в силу своей компетенции не принимают инициативы специалистов, считая их несущественными и не нужными, требующими незапланированных капиталовложений или несвоевременными. Зачастую менеджеры среднего звена не пропускают инициативы подчиненных в силу личных причин, опасаясь конкуренции или из личной неприязни. Случается, что руководители среднего звена предписывают чужую инновационную идею себе, пользуясь тем, что рядовые работники не имеют доступа на корпоративные совещания с руководством и не смогут доказать свое авторство.
Российские реалии в инновационной сфере
Какие причины могут помешать менеджерам российских организаций придумывать и доводить до руководства новые инновационные идеи?
- Отсутствие организованной системы передачи идей от специалистов до руководства высшего звена;
- Сложная система обоснования актуальности инноваций, требующая специальных знаний, опыта и подготовки, не доступная обычному сотруднику;
- Неудачный опыт инновационных предложений у других коллег в этой организации;
- Слишком длительное рассмотрение предложений и отсутствие обратной связи;
- Не привлекательный размер вознаграждения или бонуса;
- Риск воровства инновационных идей вышестоящим руководством;
- Нежелание передавать собственные идеи другим людям.
Преодолеть подобные ограничения помогает формирование в организации инновационной культуры, когда каждый новый сотрудник при поступлении на работу знает, что в организации поощряют и поддерживают новаторство, относятся к инновационным идеям положительно и готовы работать с сотрудниками различных звеньев в направлении инновационного развития. Повышая уровень квалификации, сотрудник учится работать с уже имеющимися ресурсами и со временем может предложить существенные улучшения по применению этих самых ресурсов.
Кроме этого, сотрудники должны понимать, что как только их идея будет принята в разработку и во внедрение, будет создана специальная команда по ее реализации. Подобная идея поощряет взаимовыручку, командное взаимодействие и взаимную ответственность за результат среди сотрудников.
В каких же отраслях и компаниях в России поощряют сотрудников генерировать инновационные предложения? Как правило, это банки и компании, занимающиеся финансовой деятельностью, компании-разработчики инновационных проектов, технологий и товаров, IT-компании, а также компании, работающие в отраслях пищевой промышленности.
Сотрудник, работающий в банке и предложивший инновационную идею, получившую отклик и внедренную на предприятии, может рассчитывать на вознаграждение 200-300 тысяч рублей. Сотрудники других предприятий — на бонус в размере 5-10 тысяч рублей.
Но на большинстве российских предприятий инновационные идеи сегодня никому не нужны.
Ну а чтобы не расстраиваться и не впадать в безысходность по поводу развития нашей страны, посмотрите следующее видео, в котором как раз энтузиасты предлагают инновационную концепцию уже привычных вещей и принципиально новые материалы.
У нас на работе за оклад нужно генерировать идеи по улучшению работы системы в целом. Руководство мечтает сесть а компьютер, нажать кнопочку, и чтобы все решения сами собой появились.