Франчайзинг. Стоит ли покупать готовый бизнес?
Почему многие бизнесмены открывают бизнес по франшизе? Такой готовый бизнес уже имеет имя и репутацию на рынке, позволяет сэкономить на маркетинге, что особенно важно при начальной раскрутке. А крупным бизнесменам не нужно тратить время на поиски помещений, подбор и обучение персонала, а также средства на открытие новых точек. Так стоит ли воспользоваться франчайзингом при открытии собственного бизнеса? И вообще, что такое франчайзинг?
Франчайзинг — это вид лицензирования, в которой собственник известного бренда (франчайзер) передает собственнику малого бизнеса (франчайзи) право вести бизнес под своей торговой маркой.
Крупная известная компания (франчайзер) представляет за определенную ежемесячную плату для небольшой компании (франчайзи) торговую марку и систему разработанных корпоративных стандартов, которых необходимо придерживаться при работе.
Какие требования могут быть к покупателю франшизы ?
- Аренда торговой марки происходит на ограниченный период времени.
- Франшизу часто предлагают торговые сети низкой и средней ценовой категории.
- Чем крупнее и известнее компании, тем дороже франшиза и сложнее ее условия (вплоть до соблюдения дресс-кода).
- Жесткие условия франшизы имеют известные рестораны и фаст-фуды, так как их продукция должна быть узнаваема не только внешне, но и на вкус (за это франчайзи получает доступ ко всем рецептам).
Во что может обойтись покупка франшизы? Существует несколько вариантов.
- В большинстве случаев франшиза включает в качестве первоначального взноса паушальный платеж+плату за пользование лицензией+ежемесячный процент с продаж (роялити).
- Если компания не требует роялити — это должно вас насторожить. Скорее всего, через некоторое время она обязует вас периодически выкупать у нее какое-то фиксированное количество товара, обеспечивая себе рынок сбыта.
Все отношения по покупке франшизы юр.лицом или индивидуальным предпринимателем регулирует договор коммерческой концессии, однако в нашей стране его действие распространяется не на все аспекты бизнеса. Многие бизнесмены заключают несколько договоров дополнительно: договор аренды, договор использования ноу-хау, договор предоставления услуг и другие.
Если вы продаете франшизу (франчайзер), что вас может ожидать? Преимущества:
- Рост доходов. В любом случае, вы будете получать от роялити больше, чем расходовать на контроль соблюдения корпоративных стандартов. Ваши продажи растут за счет расширения сети. В то же время вы не тратите деньги на аренду, оплату труда, покупку оборудования и т.д.
- Не нужны дополнительные вложения средств компании. Расширение бизнеса происходит без дополнительных финансовых вложений.
- Более быстрое развитие бизнеса. Когда собственник заинтересован в развитии, что бывает при покупке франшизы, развитие бизнеса происходит намного интенсивнее, чем развитие сети магазинов с наемным топ-менеджментом.
Недостатки:
- Разочарование в профессионализме франчайзи. Ваш франчайзи может вести неграмотное управление, перестать выплачивать роялити или вообще разорвать договор и стать вашим конкурентом.
- Необходимость разрабатывать стандарты контроля качества продукции или обслуживания. Необходимо контролировать работу франчайзи чтобы он не навредил вашей репутации.
- Конфликты с франчайзи. Вам будет тяжело работать с собственником, который не любит, когда ее контролируют. Из-за этого могут возникать конфликты, которые встречаются довольно часто в такой форме ведения бизнеса.
Если вы покупаете франшизу (франчайзи), какие «подводные камни» вас могут ожидать? Преимущества:
- Экономия средств на раскрутку при выходе на рынок. Средства для выхода на рынок иногда сопоставимы с закупкой оборудования или арендой, поэтому франшиза может стать хорошим альтернативным вариантом.
- Обмен опытом по развитию бизнеса. Как правило, чтобы бизнес по франшизе приносил задуманную прибыль, собственникам и топ-менеджменту необходимо проходить обучение по развитию направления. Это может стать очень полезным и прогрессивным опытом.
- Вы являетесь собственником бизнеса. Какой бы ни был контроль, все же собственник бизнеса вы и вы можете внедрять собственные требования в направлениях, которые не подвергнуты жесткому контролю.
- Бизнес по франшизе более привлекателен для банков и лизинговых компаний. Банки охотнее предоставляют франчайзи кредит, чем обычному предпринимателю. Это объясняется тем, что существует стереотип — если за предпринимателем стоит крупная компания, значит она готова помочь и советом, и деньгами.
Недостатки:
- Большой стартовый капитал. Чтобы купить франшизу необходима крупная сумма денег, сопоставимая с открытием собственного бизнеса. А некоторые сети запрашивают большие роялити за пользование брендом.
- Риски осложнения отношений из-за чрезмерного контроля. Очень важно сойтись характером с франчайзером, иначе регулярные стычки обеспечены.
- У собственника может возникнуть чувство, что он работает по найму. Для многих людей свое дело — это возможность перестать подчиняться руководству, а при жестком контроле франчайзера собственник может ощутить такое давление.
- Собственник может обязать вас работать со своими поставщиками. Эти обязательства могут быть связаны с поддержанием качества либо с дополнительными скидками и выгодами для собственника.
Больше половины действующих франшиз в России — это магазины розничной торговли, пятая часть — предприятия быстрого питания, а около 10% — это предприятия бытового обслуживания (например, химчистка. Как открыть химчистку в том числе по франшизе читайте перейдя по ссылке).
Собирая капитал для открытия бизнеса по франшизе, добавьте еще 10% сверху для паушального платежа. Также запланируйте ежемесячно сумму 4-7% от выручки (приблизительно ту же сумму, которая уходит на налоги) на платежи по роялити.
Рубрика: Руководителю Главная страница
С такими расценками уже ничего не хочеться открывать. Уж лучше с этими деньгами поехать в ГОА.
Франшиза за 350000 т.р. укачатса можно ,ребята
А я не согласна с Иваном.
За 350 тыс руб можно купить франшизу детского центра, кофейни, хостела, да много еще чего.