Часть 14. Язык тела человека. Как читать клиента по жестам и позе? Зоны общения.
Умение читать язык тела очень пригодится менеджеру, работа которого связана с продажами. Вы всегда сможете контролировать диалог в зависимости от реакции собеседника, от его позы, жестов и мимики, которыми клиенты сами того не подозревая, выдают свое желание или нежелание купить ваш товар или воспользоваться услугами. Разберемся, что значат жесты человека и как они передают информацию.
Что значат жесты человека? Зоны общения
Большинство людей во время беседы не могут контролировать свои жесты. Но они чутко реагируют на дистанцию, которую вы нарушаете, на расстояние между вами и собеседником.
Существует 4 зоны общения:
- Публичная зона — от 3 метров и более;
- Социальная зона — от 1.5 до 3 метров;
- Личная зона — от 0.6 до 1.5 метров до собеседника;
- Интимная зона — до 0.6 метров.
Подробнее про зоны общения в занимательной форме расскажет психолог Наталья Кучеренко:
При подходе к клиенту, особенно в первый раз, очень важно помнить о зонах общения. Приветствовать в клиента лучше всего в социальной зоне (от 1,5 до 3 метров), хуже, если вы подошли в публичной зоне, но вы никак не должны нарушать интимную зону клиента.
В процессе продажи вы должны постепенно переходить в личную зону, постепенно наблюдая за клиентом. Если клиент делает шаг назад и отстраняется, значит ему не комфортно, и вам лучше сделать шаг назад. Если получилось так, что вы вошли в интимную зону, постарайтесь быстро выйти из нее, чтобы не вызвать у клиента нервозность.
То есть, в процессе диалога с клиентом нужно контролировать зону общения, попытаться выявить его стиль общения и следить за языком его тела. Определенные позы могут быть естественными для аналитика, но если их использует представитель дружелюбного стиля, вам следует насторожиться. Язык тела должен обязательно связываться со стилем поведения человека.
Примеры жестов и поз
Существует стандартный набор жестов и поз, которые присущи большинству стилей общения и которые выражают состояние человека в зависимости от настроения:
1. Человек открыт для общения (применяйте сами при установлении контакта и в процессе продажи):
- раздевается, снимает верхнюю одежду или предметы одежды (шарф, перчатки);
- он демонстрирует тыльную сторону ладони;
- подвигается ближе к собеседнику;
- наклоняется вперед;
- не скрещивает ноги;
- руки может скрещивать в замок над нижней частью тела.
2. Клиенту нравится ваша идея, он выражает энтузиазм:
- улыбка на лице, широко раскрытые глаза;
- спина прямая, движения подвижные;
- демонстрирует открытые ладони, руки могут быть вытянуты;
- голос живой, активный.
3. Выражение обиды:
- тело напряжено;
- руки или ноги скрещены и/или крепко сжаты;
- избегает смотреть в глаза;
- губы поджаты;
- голова опущены, глаза опущены;
- пальцы сжимают запястье или сжаты в кулаки;
- сидит откинувшись на спинку стула.
4. Поза, выражающая гнев:
- тело напряжено;
- руки сжаты в кулаки;
- дышит часто;
- взгляд не отводит, глаза прищурены, зрачки расширены;
- губы сжаты.
5. Готовность к сотрудничеству:
- туловище подается вперед;
- руку положил на бедро;
- лицо оживленное, без напряжения;
- стоит чуть расставив ступни, палец держит возле рта.
6. Поза раздумья:
- голову наклоняет вбок;
- сидит подавшись вперед на краешке стула;
- рукой подпирает щеку;
- гладит рукой подбородок или бороду.
7. Выражение нервозности:
- прокашливается, как будто прочищает горло;
- при разговоре закрывает рот рукой или часто держит руки возле рта;
- потирает ухо;
- глаза бегают;
- губы дрожат, лицо дергается;
- играет в руках мелкими предметами;
- если стоит, переминается с ноги на ногу, ходит из угла в угол;
- стучит пальцами по столу;
- болтает ногой.
8. Подозрительность и недоверчивость:
- не выдерживает вашего взгляда и отводит глаза;
- взгляд искоса;
- трет нос;
- смотрит выше очков, щурится.
9. Сомнение, вероятнее всего отказ от предложения:
- потирает нос;
- трет глаза, щурится;
- скрещивает руки и ноги;
- отстраняется, садится дальше, чем сидел ранее;
- потирает ладони, держится за ухо;
- брови приподняты.
10. Уверенность в себе, демонстрация собственной власти:
- складывает пальцы домиком, чем выше «домик», тем больше хочет доминировать;
- откидывается на спинку сиденья, руки за головой;
- стоит и ходит прямо, уверенно, гордо выставив подбородок;
- смотрит прямо в глаза не моргая;
11. Нуждается в ободрении:
- пощипывает кожу рук;
- потирает кольцо или часы;
- рассматривает руки или ногти.
12. Разочарован:
- руки дрожат или сжаты в кулаки;
- потирает шею;
- дыхание сбитое и частое;
- взгляд отсутствующий или смотрит в одну точку;
- топает ногами или размахивает руками.
13. Равнодушие, безразличие, скука:
- ставит локти на стол и подпирает голову;
- веки опущены;
- сутулится;
- постукивает пальцами по столу или трясет ногами;
- взгляд отсутствующий;
- рисует на бумаге.
14. Принятие собеседника, заинтересованность:
- открывается (убирает руки от груди);
- придвигается ближе.
Таким образом, мы научились с вами читать человека, определять, что значат его жесты и поза.
Следующие статьи курса:
- Часть 15. Этапы продаж. 0 Этап. Подготовка к продаже.
- Часть 16. Этапы продаж.1 Этап. Установление контакта.
- Часть 17.1. Этапы продаж. 2 Этап. Выявление потребностей клиента. Типы вопросов.
- Часть 17.2. Этапы продаж. 2 Этап. Выявление потребностей клиента. Активное слушание.
- Часть 18. Этапы продаж. 3 Этап. Презентация товара.